Последние три года в России ополчились на йогу: то называют её «бизнесом на костях», то судят преподавателя йоги по «закону Яровой» за его лекцию, то крупные СМИ публикуют статистику о травмах во время занятий. ЧЧ сходил на занятие по йоге в чайное пространство «Тримурти» и поговорил с инструктором Ильей Паниным о проблемах индийской практики в России, просветлении и как остаться в живых после занятий.
Это интервью очень интересное, но со сложной терминологией. Некоторые слова поясняются в статье, но если вы не йог, советуем немного самообразоваться и для начала почитать наш пацанский словарик йога:
Абсолют - абстрактный создатель мира и вообще всего.
Асана - все физические упражнения в йоге.
Ахимса - первое правило в яме (см. ниже), которое запрещает убивать и насиловать.
Карма - когда наорал на кота, а он нассал тебе в тапки. Короче: каждое твое действие имеет определенное последствие.
Маха Мудра - одна из поз йоги, в которой нужно сидя сложиться пополам, но при этом одну из ног поджать под себя (в «гугл картинках» есть).
Медитация - все знают слово, но никто внятно не может объяснить его значение. Это когда сидишь 1-8 часов подряд и вслушиваешься в процессы внутри тебя: как кит в животе урчит, как иммунные клетки убивают вирус ГРИППа в разгар эпидемии и вот это все.
Нияма - основа йоги. То, что нужно делать, чтобы все было норм: соблюдение чистоты в душе и во внешнем виде; довольство тем, что имеешь; самодисциплина; самообразование; посвящение себя и своих дел любому Богу или чему-то, во что веришь.
Поза дерева - когда стоишь на одной ноге, сложив руки ладонями (в «гугл картинках» есть).
Поза лотоса - поза, которую все пытались сделать в детстве, получалось у избранных. Основа для всех асан (см. выше). Нужно сидя скрестить ноги, положив их на противоположное бедро (в «гугл картинках» есть).
Пранаяма - всякие техники дыхания для контроля бурлящей в теле энергии.
Пратьяхара - когда не думаешь о том, что пять лет назад надо было ответить бывшей по-другому, а находишься здесь и сейчас.
Просветление - как и в случае с медитацией, все знают слово, но описать не могут. В общем - когда понял суть бытия.
Раджа-йога - когда не важна растяжка гимнаста, главное - духовная прокачка, познание себя и прочая хурма с изучением себя и мира.
Хануманасана - поза, в которой садишься на продольный шпагат и тянешь руки к солнышку, как цветочек (в «гугл картинках» есть).
Хатха-йога - занятия «чисто, чтоб похудеть». Укрепляет мышцы, суставы и позвоночник.
Яма - основа йоги. То, с чем нужно завязать, чтобы с чистой совестью идти к просветлению: не воровать, не убивать, не хотеть обладать, не лгать, быть сдержанным.
- Расскажи, как давно ты занимаешься йогой и как пришел к этому?
- Лет 7-8. Скажем так, я не пришел, меня привели. Услышал, как всегда: «Вот есть там йога какая-то, вроде не особо физика, большой уклон в раджа-йогу...».
- Раджа-йога - это…?
- Это йога, менее ориентированная на телесные практики, более на духовные и психологические. И меня это заинтересовало, так как в тот момент я сталкивался с эзотерикой и подобным. Заглянул на огонек, позанимался года три и дальше пошел в личную практику.
- Ты говоришь, что тебя привели. А как?
- Сначала пришла моя жена, сходила на одно занятие и говорит: «Интересно».
- А куда? На индивидуальные занятия или в фитнес-зал?
- Не фитнес-зал, а к человеку, инструктору. И пошло-поехало. Далее практика перешла в постоянную индивидуальную физическую, психологическую, духовную с соблюдением йоговских принципов: яма, нияма, асана, пранаяма и так далее.
- О каких принципах ты говоришь?
- Если рассматривать базовые принципы, то с начала яма и нияма: что стоит делать и что не стоит делать, если выражаться простым языком. Ненасилие, правдивость, нестяжательство, неворовство, чистота, посвящение себя чему-то более высшему.
- То есть сначала идет духовное, а потом физическое? Ты же сейчас говоришь о принципах духовных.
- Они [принципы] пронизывают все одновременно и тотально. Банально - ненасилие. Казалось бы, самая обыкновенная фраза. В православии есть не убий - все одно и то же. Заключено в простом: ненасилие над своим телом во время тренировок; ненасилие над собеседником во время общения; ненасилие над собой, когда ты занимаешься каким-то делом; не унижение себя, понимание своих границ, границ внешнего мира. Пожалуй, этого уже достаточно для какого-то определения мирного жития и бытия в этой реальности. Дальше - больше.
- А что дальше?
- Ахимса (ненасилие – прим. ред.) - это первая строчка в яме. А дальше идет 8 путей: яма и нияма, асана - физические практики, дыхательные практики, отвлечение чувств, концентрация, медитация и просветление.
- А ты на какой стадии находишься?
- На всех.
- Я, как человек, занимавшийся йогой когда-то в фитнес-центре, пытаюсь понять: ты же с чего-то начинаешь и как-то по ступеням это происходит?
- Все это очень легко и просто, когда взял немного теории, потом начал это пробовать и применять. О чем я говорю? Например, та же ахимса, ненасилие над собой. Вот мы садимся в шпагат, дошли до определенного момента, когда нам больно. Любой тренер, инструктор, преподаватель кричит: «Еще, сильнее, тянемся!». Мы тянемся, рвем себе связку, два года перерыв в спорте. Зачем нам это нужно? Другой вариант - мы не насилуем себя. Дошли до определенной точки комфорта и дискомфорта, когда уже тянется мышца, и прибываем в этом пограничном состоянии. Когда мы при этом правильно включаем дыхательные практики, у нас идет развитие, мы делаем миллиметр-два за грань комфорта. Это означает, что мы вошли в холодную воду, не просто так окунулись с головой и ударились об камень, а потрогали ее немного: «Так, ага, вроде нормально». Ладонь внутрь воды опустили: «Так, ну терпимая вода, градусов пять, хорошо. Могу еще? Могу». Руку по локоть. «Сегодня по локоть и сегодня с меня хватит». Завтра может быть больше, а может быть меньше. Так и живем - понимая и чувствуя себя. Для того, чтобы чувствовать - здравствуйте медитации, здравствуйте наблюдения, осознанность и те же самые физические упражнения. Соответственно, если мы находим какой-то баланс в себе, то определяемся с целями: что мы хотим, кто мы и зачем нам это вообще может понадобиться и нужно ли это нам. Дальше делаем осознанный выбор - идем мы [заниматься йогой] или не идем. Но найти и ответить на вопрос «кто я?» - это уже отдельная тема.
- Ну, кто я вообще в этом мире или кто я...
- Хотя бы здесь и сейчас. Например, я сейчас разговариваю с какой позиции? Я йог? Окей, я говорю с позиции «я йог», а говорю ли я с позиции «я Илья»? Или «я мужчина»? Меня сейчас как «Илья мужчина» нету, есть только инструктор по йоге. Находясь в этом состоянии зачем мне думать, например, о футболе? Так вот, не думать эти мысли - пятая ступень йоги, пратьяхара, и она помогает нам в тех же физических упражнениях, когда мы, например, стоим в позе дерева на одной ноге. Представим, что мы - Алена, которая вспомнила, что ее дочка забыла с собой дневник в школу, паника, паника, что делать, а как же ей будет неудобно. Зачем [мы об этом думаем]? Фактически йога дает [возможность быть] здесь и сейчас, помогает человеку прибывать там, где он есть, делать то, что он делает и то, что он выбрал делать здесь и сейчас.
- Ты говорил про просветление. Что ты понимаешь под этим словом?
- Просветление бывает разное: единоразовое, удерживаемое, долговременное, естественное и непринужденное, если говорить очень простыми словами. Если уходить в глубокую полемику, можно выделить много разных таких составляющих: не отождествление себя ни с чем и наоборот, одновременное пребывание здесь и сейчас, отсутствие кармических, психологических, любых негативных и положительных взаимосвязей с обществом внутренне. Простым языком: [мне] на все ровно. И процесс мышления не мешает осуществлению действий. (надолго задумывается)
Не хочется по-еврейски отвечать, но что такое радость? Что такое счастье? Это слова, которые мы привыкли ощущать, и они естественны тогда, когда ты их ощущаешь и трудно описать, когда их нет. Можно сказать, что такое счастье: это когда у меня есть машина, квартира, бла-бла-бла. Это условное счастье. Есть безусловное счастье, когда ты просто счастлив. Есть радость с чего-то, есть радость как рефлекс организма - ты живешь и это уже повод для радости. Что касается просветления: мы все внутри себя уже просветленные тотально и поголовно, только на нас очень много спеси, социальных стереотипов, психологических ловушек и таких вот целевых тупиков. И вот эту всю спесь, весь этот ворох, йога не то, чтобы помогает убрать, а помогает найти себя и потом даже что-нибудь сделать с этим ворохом.
- Расскажи про твои впечатления о своей первой практике.
- Ох, давно это было... В детстве... Есть такая поза ребенка, когда он берет себя за две ноги, разводит их в стороны и качается на попе - вот с этого когда-то все начиналось. Бэйби-йога была у всех. (смеется) Что касается осознанной практики по йоге, когда хоба, и я понял, что вот, я сижу в позе и она работает, это уже было года, наверное, полтора, сколько я занимался. Это была поза Маха Мудра. Тогда я понял, что вот она - йога. Она работает. Вот она точка соединения психики и физики, вот он духовный волевой стержень и оттуда все началось.
- Ты можешь описать, что именно ты почувствовал в этот момент?
- Хм... (надолго задумывается) Скажу очень трудно для простого восприятия, но кому надо, тот услышит. У нас в теле есть кровеносные сосуды, кровеносная система, есть лимфатическая система, есть мышечные паровозики, цепочки. Если мы сильно напряжем ногу, у нас, где-то там в спине, тоже напряжется какая-то мышца. Организм объединен и что-то одно, напрягаясь, невольно напрягает другое. Плюс к этому добавляется дыхательная система и все это вместе, когда оно работает и функционирует однонаправленно, делает организм многозадачным. Мы привыкли, что дышим по умолчанию - ну, просто потому, что дышим. Мы не думаем, зачем это, почему и что это за подарок такой - дыхание. Сердцебиение - зачем оно вообще? Не думаем про то, что диафрагма делает массаж внутренних органов. Если мы не дышим животом полностью, то у нас не массируется печень, а это означает до свидания пятнадцать лет счастливой здоровой жизни от общей продолжительности. О том, что, если мы очень долго сидим плечами сутулыми, у нас спазмируются некоторые лимфатические процессы, происходит застой лимфы и организм не справляется со своей выделительной системой, токсины накапливаются. И вот когда эти, хотя бы четыре системы в организме становятся однонаправленными, действуют в одну сторону, ты переживаешь такое единство себя с собой, которое обычно не принадлежит нам. Йога сама по себе является одной из самых старых и действенных школ, методов по реабилитации, восстановлению, поддержанию в форме и доведения до идеала физического тела человека. То есть достаточно просто заниматься физическими практиками и уже здоровье на долгие годы вперед - пожалуйста. Только занимайтесь регулярно, следите за собой.
- Расскажи, как ты инструктором вообще стал?
- Мне сказали мои знакомые: «Ты умный такой, да? Вот нам нужно мероприятие провести, так что проведи тренировочку, утреннюю зарядку». Ну, окей. Провел. «Давай йогу веди». Хорошо, провел. Всем понравилось. Начали ходить ко мне домой, неофициально, и просто заниматься. Чтобы идти в какие-то заведения, в какие-то финес-залы или сюда, где мы сейчас находимся, так как я законопослушный гражданин, корочка нужна. В итоге я поехал в Москву, прошел обучение в Федерации Йоги России. Она находится при индийском посольстве, не молода и ставит упор не на физические параметры преподавателя, а на его знания. В чем нюанс? Ты можешь быть очень крутым спортсменом, но не понимать зачем что устроено. Вот я не из тех, кто крутой спортсмен, я не стремлюсь за обратными шпагатами, за лотосом за спиной - это к индусам. Я - северный гражданин, уроженец средней широты, полосы России. Не в лотосах йога, вот прям совсем не в лотосах.
Отучился на инструктора, сдал экзамены. Обучение плотное было и как только доучился, сразу написал в некоторые залы, договорился, встретился и потихоньку начал преподавать на официальном уровне.
- Как экзамен проходил?
- Экзамен - это полноценная теория, четыре вопроса. Четвертый - это сразу на одном из соучащихся показать правильную отстройку асаны. То есть не просто так - встань и покажи. Ты должен быть инструктором, должен другому человеку объяснить, как, что, куда и зачем. И тебя сразу проверяет инструктор, у которого 20 лет только преподавательского стажа, и еще 15 лет йоги - такой преподаватель в квадрате, в кубе и в пятой степени.
- Как изменилось твое мировоззрение, когда ты начал заниматься йогой?
- Никак.
- Абсолютно? Может стал спокойнее относиться к каким-то вещам?
- Что такое мировоззрение? Это точка, с которой ты смотришь на всю вселенную. Она, как ни странно, у меня осталась все та же. Но по мне судить вообще очень зря. Мировоззрение меняется постоянно, это очень подвижная вещь. Оно закладывается пока мы еще в утробе матери находимся. Мы на эмоциональном уровне отзываемся на ее эмоциональный фон, когда она переживает, нервничает, радуется, прибывает в любви или постоянном стрессе. Уже тогда на нас это начинает сказываться. Поэтому мы постоянно под гнетом внешних реалий изменяемся и от нас зависит одно: мы будем поддаваться изменению себя в негативную, плохую, греховную сторону или нет. И здесь уже воля, устремление в свет, устремление к каким-то добродетелям. И йога, как инструмент, помогает нам вовремя поставить от стресса зонтик в общественном транспорте, побыть иногда клюкой в тот момент, когда у нас есть какие-то проблемы на работе и они на нас прям давят, а мы такие: ух! Выпрямили позвоночник! И вроде все хорошо. Опять же, нияма - это самоудовлетворенность: «У меня есть все, что мне нужно для жизни. У меня есть сейчас мое тело, сердцебиение, дыхание, мозг на месте, глаза видят, уже хорошо». Вдох, выдох - париться не о чем. Второй момент: «Я сыт? Да!». Так вообще не о чем париться! «Чего, какие проблемы? Фирма на четыре миллиона попала? Ну, ладно. Мы можем что-то сделать? Нет? Ну, ладно, идем дальше». То есть, где точка не сдавания, где точка потери внутреннего равновесия, где точка приобретения этого равновесия, если мы его потеряли? И найти эти внутренние опоры в подсознательных каких-то аспектах - это дело тонкое, дело искусства. Это уже медитации, беседы о разном, гештальт-терапия, психология, расстановки.
- У тебя есть какое-то ограничение к твоим ученикам? Например, после определенного возраста нельзя, с определенным весом...
- 18+.
- И все?
- Ну, остальное... Что такое йога? Это не означает, что сегодня мы пришли: «Так, садимся в хануманасану, позу-шпагат». Сели в хануманасану, все, сидим, окей. А еще пришла женщина, ей 60 лет, она алкоголик, трижды судимая, 25 абортов, а я смотрю на этого человека и говорю: «Все равно садимся». А у нее ожирение восьмой степени, не знаю, сколько их там... Соответственно, какое требование? Пришел человек, у него есть запрос. Какой запрос? «Я хочу стать немножечко лучше вот здесь, я хочу поправить здоровье вот здесь». Я могу помочь? Могу. Если это случай тяжелый, например, какая-то травма или что-то врожденное, то на нет и суда нет. Тут нужен хороший специалист со стажем лет 15. Есть отдельное направление йоги - терапия.
- Какие проблемы йоги в России и в Калуге ты видишь?
- Люди не понимают, чего они хотят. Люди приходят на йогу и они видят перед собой инструктора, который говорит: «Тянем ручки, тянем ножки, молодцы. У вас сегодня позитивная энергия, вы сегодня классные, работаем, огонь!». Они заполучили фитнес, ушли домой. Йога - это не фитнес. Йога - это шире и глубже. И проблема с двух сторон. 90% инструкторов йоги дают только хатху-йогу, только физику, забывая про связь со всем остальным. Этому есть свое место, да. Мне ближе другое. Мне важно дать понять человеку, что он требует и зачем. Если он тянет эту ногу, то я полностью объясняю зачем мы ее тянем, куда и что нам это даст. То есть он на своем теле запоминает, где эта точка ненасилия.
- С какими проблемами на занятии ты сталкиваешься?
- Единственная проблема - это холод. Люди забывают дышать периодически и начинают мерзнуть. По-хорошему йогой можно заниматься при любой температуре. Но если зал холодный, 19-20 градусов, то человек в нем начинает остывать. Поэтому тут и зал потеплее лучше и человеку поинтенсивнее, поглубже дыхание.
- Йога и религия совместимы?
- Какая религия?
- Не важно.
- Ну, мало ли там - сатанизм (смеется).
- Давай тогда отдельно и о нем поговорим!
- Практически вообще никакой разницы нет. Индуизм и йога - это не синонимы. Православие и йога ничем не противоречат друг другу, только дополняют. По истории России на йогу пару раз было гонение, когда ее официально запрещали на некоторое время, потом разрешали.
- Почему?
- В какие-то царские года, а потом и в коммунистической России буквально на пару лет. Там все запрещали: «Ты мне не нравишься, до свидания!». Сама йога с религией... О чем говорит йога? Посвящение всех своих действий Богу. Смотрим ислам, православие, буддизм, индуизм. Посвящение всех своих действий Богу будет противоречить хотя бы одной религии? Как в религии есть заповеди, в йоге есть 10 принципов и с заповедями они перекликаются полностью. Черным по белому то же самое, только в профиль. Главное отличие - если йогу брать в чистом виде, то она не придерживается религиозных каких-то взглядов. Есть просветление, есть какой-то условный Бог, условный Абсолют, есть по йоге некоторые теории, как появлялся мир. Там все те же двухчастности, трехчастности мира. Если в православии отец, сын и святой дух, там будет свои три части. Если тьма и свет - то в йоге свои две части. Тот, кто увидит конфликт - приходите, поспорим.
Автор: Снобъ