Кухня в коридоре, туалет с окном, надземные коридоры, двухэтажные квартиры с удобствами на этаже и двухуровневые ячейки с антресолями. Изучаем дома-машины советской эпохи.
Мы продолжаем серию материалов про эволюцию жилья. Квартира — казалось бы, привычная каждому из нас вещь — проделала сложный путь, чтобы стать такой, какой мы ее знаем теперь. Основное развитие квартиры пришлось на ранний советский период. В это время менялось все — философия, государственный строй, культурный код, конечно, изменялся и бытовой уклад. Революция провозгласила изменения не только всех сторон жизни, но и самого человека, его привычек и потребностей.
Мы рассказали об общих исторических предпосылках домов-коммун, теперь же вернемся к масштабу нашего города.
Речь пойдет о трех «городках» — втором жилом комбинате НКВД(известном как Городок Чекистов), домах Гостяжпромурала (дома-расчески) и доме Уралоблсовета (дом Гинзбурга). Из самих названий мы можем понять,что новые жилые комбинаты хоть и были подчинены социалистической идее,однако строились не для всех: дома горсовета и облсовета, городки милиции и НКВД все же обеспечивали комфортным, идеологически верным жильем, в первую очередь, новые элиты.
Городок Чекистов: жилой комбинат НКВД
Городок Чекистов был построен недалеко от бывшей Дровяной площади. Это самый завершенный жилой комбинат в Свердловске.
На фото видно, как сильно выделяются белые корпуса городка среди деревянной двухэтажной застройки Екатеринбурга. На углу квартала находится доминанта комплекса — общежитие для малосемейных чекистов(будущая гостиница «Исеть») — одно из первых высотных зданий города. Следующий 12-этажный дом в Свердловске построят только в 70-х годах.
Сломать сетку улиц
Городок занимает один квартал в прямоугольной сетке улиц центра. Улицы нашего города ориентированы строго по сторонам света — с севера на юг и с запада на восток. Одна из идей градостроительства 30-х — это поиск оптимального расположения дома относительно сторон света. Именно тогда возникла актуальная до сих пор теория о том, что здание должно располагаться с отклонением в 15 градусов от осей сторон света. Таким образом можно избежать перегрева южного и восточного фасадов и постоянного затемнения западного и северного. При повороте на 15 градусов солнце примерно одинаково светит во все окна.
Городок Чекистов — первый комплекс, построенный в новой концепции. Все остальные городки, все-таки, подчиняются дореволюционному плану Екатеринбурга.
Следующий пункт уникальности городка — самая развитая инфраструктура. Клуб, фабрика-кухня, магазин, поликлиника располагаются не только в отдельных корпусах, но и в специальных первых этажах жилых комплексов.
Внутри
Мы смогли посетить квартиру участников исследовательской группы «Городок Чекистов». Именно это место для жизни они выбрали осознанно, несколько лет назад купив здесь квартиру.
Эркеры, расположенные на фасаде Городка Чекистов, создают почти в каждой квартире необычную шестиугольную комнату. Среди жителей это место называется «фонарь».
Восстановить или сделать сколько-либо приемлемый потолок не удалось,поэтому было найдено необычное решение с деревянной отделкой.
Полноценной кухни в квартирах не предусматривалось, однако существовало место под кухню-нишу между коридором и одной из комнат. По задумке жители городка должны были получать готовое питание на фабрике кухне,а дома только разогревать свою еду.
Большинство современных хозяев оборудовало у себя в квартирах«полноценные» кухни выделив под них одну комнату или совместив с гостинной. Хозяева этой квартиры остались верными идее — их кухня так и располагается в нише в коридоре.
Отдельный «писк» конструктивистских городков — это санузел с окном. Редкая современная квартира может похвастаться такой роскошью.
Стоит упомянуть и подъезды — широкие лестницы освещены естественным светом через сплошные вертикальные окна.
Дома-расчески: жилой комплекс Гостяжпромурала
Чуть дальше по проспекту Ленина располагается комплекс домов Гостяжпромурала, в народе известный как «дома-расчески». На фото его можно увидеть в правом нижнем углу.
Это, пожалуй, единственный комплекс, который действительно справедливо будет назвать домом-коммуной — все его корпуса соединены друг с другом над уровнем земли, делая комплекс действительно одним огромным домом,а не отдельно стоящими зданиями.
Один двор напоказ и один для себя
Идея дворового пространства этого комплекса несколько другая.
Жилые корпуса стоят перпендикулярно улице, таким образом образуя«парадные» дворы. В глубине комплекса жилые здания соединяет между собой бытовой корпус, который образует те самые гребенки. В самом сердце комплекса, между двумя бытовыми корпусами, находится «черный» двор. Там сушили белье, складировали мусор, там же располагались дровяники. Дело в том, что, в отличии от Городка Чекистов, в домах Гостяжпромурала кухни в квартирах были. А это значит, что в каждой квартире стояла дровяная печка для готовки, и конечно, всем жителям надо было где-то хранить дрова и уголь.
Задумайтесь еще раз: отсутствие кухонь в квартирах Городка Чекистов обеспечивало не только дополнительное место в квартире, но и дополнительное место во дворе, ведь жителям не нужно было хранить горючий материал.
Чего не было в квартирах Гостяжпромурала
В четырех угловых домах комплекса было введено следующее ноу-хау: душевые на этаже. Ванн в квартирах не было, только туалет.
План одной из «гребенок»» и ее фрагмент. Обратите внимание на душевые:
На фото — торец одного из угловых домов:
Круглые окна в доме на фото ведут в общие душевые. Обратите внимание также на надземный переход и гужевой транспорт на переднем плане. Да, были времена!
Двухуровневые квартиры
Это еще более интересная особенность корпусов Гостяжпромурала.
На плане справа — корпус с двухуровневыми квартирами. Мы видим коридор,идущий через один этаж и лестницу в каждой квартире.
Внутри
Мы смогли попасть в гости к одному из старожилов комплекса. Бывший работник института Механобр, а ныне художник и джазмен живет тут с 1933 года. На фото — интерьеры первого этажа. Обратите внимание на кухню: она находится как бы внутри квартиры и не имеет естественного освещения,дневной свет попадает сюда только через окно в перегородке. Под потолком видно заделанное отверстие дымохода, вдоль потолка идет карниз, оставшийся от него. Жители квартир разобрали печи, когда в комплекс провели газ.
Интерьеры мастерской на втором этаже.
Интерьер жилой комнаты второго этажа.
Уже в 60-е большинство хозяев оборудовали себе ванну прямо в квартире(вдумайтесь какой большой была комната только для туалета). К слову, в пространстве общих душевых в торцах здания сейчас также располагаются квартиры.
Внутриквартирная лестница — самое необычное пространство. По сути, вся полезная площадь, сэкономленная отсутствием коридоров на каждом этаже,поглощается этим необычным, но не очень-то утилитарным пространством. Обратите внимание — в перегородке сделано окно, чтобы освещать внутреннюю лестницу естественным светом.
Интерьер этой квартиры представляет огромную ценность. Она не ремонтировалась капитально с 1940-х годов.
А вот коридор, один из тех что идут в этом доме только на каждом втором этаже. Слева — ленточные окна, справа — входы в квартиры.
Сегодня комплекс находится в пограничном состоянии. Большая часть пространств на первых этажах нещадно переделывается под коммерческую аренду, однако лабиринт дворов и надземных переходов все еще создает ощущение «тихого центра».
Дома Гинзбурга: жилой квартал Уралоблсовета
Этот необычный жилой комплекс находится на улице Малышева. Сейчас можно говорить о том, что он имел, пожалуй, самую футуристическую задумку из всех.
Самый необычный концепт двора
Главное здание комплекса выходит на перекресток Малышева- Хохрякова. Инфраструктурные объекты располагались не только в первом его этаже но и на последнем. И вот почему: среди жителей существует устойчивая теория что весь комплекс должны были объединять переходы в уровне крыши.
Один из таких переходов был осуществлен между первым и вторым корпусом, на крышах которых были организованы инфраструктурные объекты (столовая и детский сад). Другие переходы по разным причинам остались только в проекте.
Подтверждает эту теорию наличие галерей на крышах остальных трех корпусов. Дома эти имеют подъездную систему, однако все подъезды соединены поверху между собой переходом-галереей. С улицы переходов не видно. Сейчас они в основном закрыты и не используются жителями.
Объяснить необходимость переходов может тот факт, что в каждом доме был только один подъезд с лифтом, жители остальных подъездов могли доехать до последнего этажа, перейти по галерее и спуститься к своей квартире в любом из подъездов дома.
Сегодня лифты не работают, но зато они сохранили свой первозданный вид и до сих пор ждут заботливого реставратора.
Внутри
Дома Уралоблсовета имеют несколько очень характерных, выразительных конструктивистских черт. Одна из них — это ленточные окна.
Ленточное, горизонтальное остекление применялось для того, чтобы увеличить количество времени, которое в комнату попадают прямые солнечные лучи. На фасаде они смотрятся довольно впечатляюще. Однако в интерьере имеют одно неожиданное свойство.
Ленточные окна — враг мебели.
В каждой комнате окно идет от стены до стены. Это прекрасно, но вы не можете просто взять и расставить свои шкафы вдоль стен. Любые шкафы будут «засекать» окно. Возможно, именно эту особенность архитекторы учли при дальнейшем проектировании. Сегодня в архитектурной практике имеется стандарт делать расстояние от стены до окна хотя бы 40 сантиметров, чтобы туда можно было поставить самую узкую полку.
Эркеры для всех
Другой выдающейся архитектурной деталью комплекса являются эркеры. В отличии от Городка Чекистов, они расположены не в квартирах, а в подъездах.
Здесь можно увидеть оригинальные чугунные батареи почти в человеческий рост.
Жилая ячейка
Первый корпус домов Уралоблсовета, как водится, совсем необычный. На шесть этажей здесь всего два коридора. Остальное пространство занимают двухуровневые ячейки.
Посмотрите, как близко расположены двери. Дело в том, что одна из двух соседних ячеек двухуровневая вверх, а вторая — двухуровневая вниз. Примером двухуровневой «верхней» ячейки для нас стал офис архитектурной мастерской Yacheyka. Именно в этом пространстве также планируется выполнить проект музеефикации ячейки типа F.
Разница с двухуровневой квартирой в том, что здесь на самом деле нет настоящего второго этажа — есть «антресоль» над коридором и высокое двусветное (двухэтажное) пространство. В «нижней» ячейке также есть больше двусветное пространство и маленькая «антресоль», но уже под пространством коридора. Еще одной существенной деталью, отличающую эти ячейки от двухуровневых квартир, является отсутствие санузла. Удобства здесь расположены на этаже.
Здесь также есть больше двусветное пространство и маленькая «антресоль» но уже под пространством коридора.
Сообщество
Первый корпус домов Уралоблсовета сегодня полностью выведен из жилого фонда и занят офисами. Большая часть из них постепенно обживают Союз художников и Союз архитекторов. В стенах этого дома реализуются несколько необычных проектов, так что, пожалуй, мы можем говорить о создании культурного кластера. Жители городка Уралоблсовета стали первым сообществом, которое смогло договориться между собой и закрыть двор от посторонних посещений. Сейчас по территории комплекса просто так уже не погулять.
— Но ведь вы же таким образом ограничиваете доступ к городку и всем тем людям, которые могут интересоваться им. Это больше не пространство памятника, это ваш двор, где вы будете решать свои хозяйственные нужды. Так ли это однозначно хорошо? — спрашиваем мы.
— Да, сейчас мы отняли это пространство у города, чтобы присвоить себе. Но нам нужен двор, чтобы почувствовать себя хозяевами этого места. Мы должны объединиться, чтобы защитить комплекс, и это общее дело,которое можно воспринимать как начало объединения, — отвечают жители.