Найти тему
Истории об истории

«Железный тюлень» и «Морской чёрт» — первые подлодки, которые работали на мускульной силе экипажа

Оглавление

Удивительно, но одни из первых субмарин Германии и России были построены одним и тем же человеком — Вильгельмом Бауэром, инженером из Баварии.

Всё началось в Германии, когда во время службы в армии в 1848 году, видя безнаказанность датского флота у берегов Шлезвиг-Голштейна, 26-летний Бауэр задумал проект подводного судна, с помощью которого можно было доставить взрывчатку к днищу вражеского корабля.

Первый проект Брандтаухер

По замыслу создателя лодка под водой должна была атаковать корабли и мосты, нанося им повреждения и вызывая пожары.

Современный макет подлодки Брандтаухер
Современный макет подлодки Брандтаухер

Проект финансировался по подписке — военные, патриоты и просто граждане собрали какую-то сумму. Но этих денег оказалось мало — пришлось изменить техническую часть проекта.

Вместо цистерн для поддерживания и изменения дифферент пришлось использовать полутонный подвижный груз, двигавшийся на монорельсе по продольной оси судна. Увеличилось расстояние между шпангоутами, что сказывалось на прочности корпуса. Вместо балластных цистерн вода заливалась в трюмное пространство. Все это ухудшило характеристики лодки и впоследствии сказалось при очередных испытаниях.

Гребной винт приводился в движение через систему зубчатых передач обыкновенными колесами. Внутри них шагали по ступеням два члена экипажа. Мина, зафиксированная на корпусе лодки, прикреплялась к днищу вражеского корабля командиром, делавшим это рукавицами-манипуляторами.

Схема устройства Брандтаухера
Схема устройства Брандтаухера

Ходовые испытания

Восьмиметровую модель, названную Брандтаухер (или «Железный тюлень»), привезли в бухту Киля. В феврале состоялось испытание судна.

Гравюра. Субмарина Брандтаухер под водой
Гравюра. Субмарина Брандтаухер под водой

При третьем погружении лодка ушла на дно — судно легло на грунт на глубине 16 метров. Насосы для накачки воздуха в балластный отсек не работали. В лодку стала поступать забортная вода.

Когда воздух, сжимаемый поступающей водой, выровнял давление внутри лодки и за бортом, стало возможным открытие люка. Выдавив его, трое членов экипажа потоком воздуха были выброшены на поверхность и смогли спастись.

Брандтаухер пролежал на дне треть века лет. Его достали во время чистки Кильской бухты и сейчас он находится в военно-историческом музее города Дрезден.

Зеетойфель

В 1855 году проектом Бауэра по строительству подводной лодки заинтересовался генерал-адмирал Российского военно-морского флота Великий князь Константин Николаевич.

Конструктор получил полное финансирование в рамках проекта, и возможность строить на заводе в Петербурге. Судно было построено осенью 1855 года, получив название Зеетойфель («Морской черт»).

Это была субмарина длиной 16 и шириной более 3-х метров с экипажем в 12 человек. Принцип работы двигателя был такой же, как в предыдущем проекте Бауэра. Все основные технические решения, не реализованные в Брандтаухере, были воплощены в конструкции этого судна.

Лодка успешно прошла ходовые испытания, была достаточно маневренна: имела передний и задний ход, поворачивала, погружалась и всплывала. Было совершено более 100 погружений

Гравюра. Субмарина Зеетойфель
Гравюра. Субмарина Зеетойфель

Последнее испытание

Во время очередного испытания была поставлена задача прохода под днищем судна, стоящего на мелководье. При выполнении задания Зеетойфель зарылся в песок.

Его винт намотал на себя водоросли и рыболовные сети. Выдавив воздухом из цистерн воду и сбросив чугунный балласт на дно, Бауэру удалось поднять над водой носовую часть лодки. Через люк, в который тотчас хлынула вода, экипаж быстро покинул судно, сама субмарина затонула.

Комиссия военно-морского ведомства высказала Бауэру неудовлетворенность испытаниями и не выплатила ему всех денег, положенных по контракту. После безуспешных попыток вернуть деньги конструктор уехал в Мюнхен.

Еще в течение нескольких лет он предлагал европейским правительствам разного рода проекты, связанные с подводными работами. Им даже был поднят затонувший пароход «Людвиг», однако ничего больше конструктор сделать не успел.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!