На фоне основного парка советских танков 1960-х, ПТ-76 стоит особняком: тонкая броня, относительно слабое орудие. Но все это быстро оборачивается преимуществом, когда взвод таких танков самостоятельно переплывает водоем.
История
Накануне Великой Отечественной, в СССР был создан ряд водоплавающих танков. Т37, Т-38 и Т-40 были скорее танкетками, чем танками. Естественно, когда в 1941 году выяснилась их полная беспомощность против немецких машин, о них забыли. Но концепцию плавающего танка никто не пытался отправлять на покой!
В 1949 году правительство СССР одобрило прототип «Объект 740», разработанный под начальством Николая Сашмурина на Кировском заводе. Плавающая машина обладала двумя водометами, размещенными по бокам корпуса. Для подготовки к плаванию экипажу из трех человек было достаточно лишь запустить трюмный насос и поднять заглушки водометов. Эти заглушки перекрывались во время движения, дабы маневрировать при плавании.
Легкобронированная машина могла не только плыть на скорости до 10 километров в час, но и стрелять на плаву из основного орудия. 14,6-тонный танк обладал пристойной проходимостью и на суше. Тому способствовала подвеска Кристи гидравлическими амортизаторами. Правда, скорость ПТ-76 – невзирая на низкий вес – была невысокой – лишь 45 км\ч.
Корпус из гомогенной брони был тонким и объемным – в данном случае защищенностью пожертвовали в угоду плавучести. По сути, бронирование было лишь противопульным. В самом защищенном участке толщина металла не превышала 25 миллиметров, что делало ПТ-76 уязвимым даже для крупнокалиберных пулеметов.
Основное орудие танка – 76-мм нарезная пушка Д-56, аналогичная по калибру и длине ствола орудию Ф34, которое устанавливалось на ранние Т-34. Боекомплект на 40 выстрелов изначально состоял из сплошных бронебойных снарядов с уровнем бронепробития в 100-120 миллиметров. Позже к ним добавили БК-350М – кумулятивный выстрел, который уверенно поражал до 280 мм брони. Это позволяло бороться практически со всеми танками того времени на относительно небольших дистанциях боя.
С основным орудием спарен 7,62-мм пулемет. Некоторые машины оснащали зенитным пулеметом ДШК у лючка командира.
Шасси для многих машин
По разным источникам, масштабы производства ПТ-76 разнятся: от 4000 – до 12000 выпущенных танков. Плавающее шасси оказалось удачной разработкой, и его использовали во многих машинах. Параллельно с ПТ-76 выпускался плавающий БТР-50, а авиадесантная САУ АСУ-85 тоже основывалась на легком шасси от танка Сашмурина.
Но естественно, компромиссная конструкция была не лишена недостатков. 76-мм пушка не имела стабилизации, что усложняло стрельбу на ходу, а тем более – на плаву. Экипаж танка не был защищен от ядерного и химического заражения, и ИК приборы ночного видения были лишь у механика-водителя. Представленная в 1959 году модернизация ПТ-76Б решала все эти вопросы – кроме ночного видения.
ПТ-76 долгое время стоял на вооружении частей морской пехоты СССР. Помимо этого, многие машины из-за своей плавучести использовались в полковой и дивизионной разведке. Несколько тысяч танков были поставлены дружественным режимам более чем в 20 стран. А в Китае наладили нелицензионное производство клона ПТ-76 – Type 63, который отличался от оригинала двигателем и иной пушкой.
Плавающий танк практически не принял участия в масштабных операциях под флагом создателей, но проявить свои качества он успел! Грянувшая в середине 1960-х война в Индокитае стала идеальной ареной для плавающих машин: труднопроходимая местность, болота, обилие водоемов. Американские солдаты называли эти танки «призрачными», так как они могли прийти оттуда, откуда бронетехника просто не должна выйти!
Но об этом мы поговорим во второй части материала. Спасибо за внимание!