Найти тему

Коренной уфимец бывает только таким

Гость редакции – современный уфимский художник Рим Валиахметов.

- Можно ли отличить в толпе горожан коренного уфимца? Что ты об этом можешь сказать как коренной уфимец, как человек, который родился и вырос в центре Уфы, на углу Цюрупы и Коммунистической?

- Коренного уфимца, конечно, видно - по сдержанности, например, по внутренней доброте – это значит, что человек не выглядит особенно добряком, а вот разговоришься, узнаешь поближе- то становится ясно, он добрый. Это конкретное влияние нашего города. Еще уфимцам свойственна скромность в общении, в подаче самого себя при первом знакомстве. Мне пришлось поездить, я знаю. Хотя, может быть, это свойство коренных жителей любых городов. Коренные москвичи тоже себя не выпячивают. Видимо, это самозащита в большом городе.

Когда человек приезжает из маленького города, в котором все друг друга знают, он особенно не старается скрывать свой характер. А в большом городе ведь не знаешь, на кого наткнешься. Может быть, это развивает культуру общения, интеллигентность.

-Как влияет на город соотношение числа приезжих и коренных?

- Люди перерабатывают город, а приезжие оказывают очень большое влияние на поведенческую линию. Это же известно. Когда приезжих больше какого-то процента, многие вещи начинают теряться, и очень хорошие вещи, о которых я говорил. Приезжий в городе не чувствует себя, как дома, но и не чувстует себя в гостях, поэтому ведет себя как в чужом месте. Это не специально, а на подсознательном уровне. Это неуважение к городу, к сожалению, заражает и других.

Уфа всегда была благосклоннее к приезжим. Это его яркая черта. Пусть так оно и будет, это хорошо. Пусть только люди будут добрее и внимательнее друг к другу. Тогда город их тоже будет любить.

- Каким ты помнишь город, какие вещи вымылись из него?

- Раньше город был гораздо зеленее. Это помнят все, сожалеют об этом. У нас яблони росли, кусты сирени, это был город яблочно- сиреневой мечты. Небо в Уфе очень высокое. Нигде такого высокого неба не было. Теперь такое небо осталось только в районе Белого дома. Я говорю об этом, как о детстве, как о том, чего не вернешь. Дети играли во двориках, дружили. Национализма никакого не было, и нет - это как раз свойство коренных уфимцев, свойство самого города.

- А о других районах Уфы что можешь сказать?

- Могу сказать, что самые красивые девушки живут в Черниковке. Это, наверное, газы влияют, экология. А на самом деле там живут заводские, те, кто приехал работать на завод, кто был эвакуирован. При смешении кровей всегда так и бывает. Черниковка вообще очень похожа на Питер и внешне, и по внутреннему содержанию. У нас есть районы похожие на Москву. Центр не похож ни на что, он сам по себе. Дема - это почти другой город со своей историей. Но единство в городе есть, он объединяет. Девчонки из Черниковки ездят учиться в центр, посещают магазины, ездят через весь город. Благодаря тому, что люди постоянно кочуют из одного конца в другой, город объединяется. Конечно, если кто-то замыкается в одном месте, ему бывает плохо.

-Чего, на твой взгляд, не хватает в Уфе?

- Мы - большой город, а в большом городе должны быть две вещи – метро и крематорий. Метро нужно понятно зачем, город ведь задыхается от транспортных потоков, это людей нервирует, все это вливается в атмосферу, искрит, сказывается на внешнем виде города.

А крематорий нужен – сколько лет не могут построить. Тут говорить много не надо, это по-моему и так ясно. Кладбища вокруг города растут, а у нас все такие не такого культа кладбищ, туда больно никто не ездит. С крематорием город стал бы чище и место бы освободилось. Культурнее бы было. Рождение и смерть основные вещи. Человек здесь живет, и он хотел бы здесь же и умереть. А какое может быть уважение к жизни, если ты знаешь, что тебя закопают в тесноте в некрасивом месте. Очень часто люди, которые многого достигли, уезжают отсюда, потому что подсознательно не хотят умирать здесь.

-И все же город это прежде всего жизнь…

Город - это же прежде всего люди. Хотя город может существовать без людей, есть же покинутые города. Мы их все равно называем городом. И если мы хотим поменять что-то в городе, то надо поменять прежде всего в сознании людей. Если город будет принимать людей, будет благожелательно к ним относиться, с обеих сторон надо делать благо и добро. Люди не будут мусорить, если город будет удобен. Хотя я здесь родился, и мне трудно судить, принимает город людей или нет. Это должен сказать кто-то приезжий.

- Кто из горожан повлиял на тебя?

Это огромная череда людей. Помню, когда отдыхал в пионерлагере «Алые Паруса», в Чесноковке, уфимские дети все там отдыхают, там у нас на чердаке была мастерская художника. Я не помню, как его знали - он выглядел как художник, усатый. Во взгляде у художника искрилась доброта, которая притягивала. Он что-то делал, а я смотрел, наблюдал. Это я запомнил навсегда. И много таких встреч было, обо всех не расскажешь.

Еще один такой человек- это Евгений Винокуров. Обаятельнейший человек, наидобрейший. Настоящий кладезь всяких историй про художников, про жизнь.

-Ты родился и вырос в центре, но живешь теперь в Сипайлово, потому что твой дом попал под снос. Как ты себя чувствуешь другом районе города?

- Сипайлово хороший район. Раньше я к нему относился плохо, теперь, прожив здесь полтора года, могу сказать, что мне он нравится. Но я скучаю по родным улицам – Цюрупа, Коммунистическая. Сейчас там строят мгногоквартирные дома, потому что они что-то убивают в центре. Центр, на мой взгляд, должен быть немножко другим. Хотя я понимаю, что людям надо где-то жить. Мне просто жалко, и все.