Найти в Дзене

Дэн Паллотта. «Неблаготворительность» («Uncharitable»)

Благотворительный фонд «Нужна помощь» (https://nuzhnapomosh.ru/about/) открывает собственное издательство и уже 30 ноября ребята презентуют первую выпущенную книжку — «Неблаготворительность» филантропа Дэна Паллотты. Они дали мне почитать книгу чуть раньше, чем она официально увидит свет, и я хочу сказать, что это очень важное и полезное произведение как для развития собственных взглядов, так и благотворительной миссии в нашей стране в целом.

Почему «Неблаготворительность» стоит прочитать в том числе и тем, кто не вовлечён профессионально в эту деятельность?

Из года в год мои друзья и знакомые (весьма разного достатка) всё чаще интересуются тем, как начать заниматься благотворительностью или делать это системно. Всё чаще на свадьбах или отмечая дни рождения и иные знаковые даты гостям предлагают вместо очередного букетика цветов или ненужных кастрюль перевести эти деньги в тот или иной благотворительный фонд. Это одна из тех замечательных тенденций последнего времени, которая вселяет веру в человечество. Благотворительность из разряда каких-то мелких и сиюминутных дел постепенно превращается в нечто более масштабное и логичное.

К сожалению, в нашем обществе до сих пор существует масса стереотипов, связанных с благотворительной деятельностью. Один из наиболее опасных — это широко распространённое мнение об обязательном мученическом и чуть ли не святом статусе благотворительных организаций. Мол, НКО, которые занимаются такой деятельностью, не имеют права рекламировать себя, потому что это бессмысленная трата денег, не имеют права вкладываться в совершенствование своей инфраструктуры, не должны платить за существующие на рынке услуги. Но ведь лучшее, что дал нам капиталистический мир — это способность оптимизировать процессы, добиваться большей эффективности при меньших трудозатратах. Так почему мы не хотим воспользоваться этим в благотворительности?

В этой книге автор рассуждает о дискриминации «третьего сектора» экономики двумя другими, а также устоявшимися в обществе традициями. «Идеология доброжелательных действий» по Паллотте — то, что мешает нам воспринимать благотворительность в качестве точно такой же деятельности, как и бизнес. Автор приводит примеры, когда отказ от этой идеологии приводил к самым неожиданным (в хорошем смысле этого слова) результатам. «Проблема заключается в том, что мы лишаем благотворительность определенных прав, без всяких ограничений, предоставленных всему экономическому миру», — пишет Паллотта.

А вот только представьте, что на месте здания Роснефти, например, огромная корпорация по борьбе с бедностью, где работают крутые специалисты со всего мира, выпускники лучших бизнес-школ, куда идут миллиардные инвестиции для финансирования проектов связанных с борьбой с человеческими страданиями?

Добро тоже имеет право быть умным. И делать добро не только можно, но и нужно с умом. Ведь таким образом можно помочь большему числу людей. Паллотта в своей книге конструирует мир, в котором среди благотворительных организаций есть свои «Амазоны» и «Гуглы», где важен не процесс, а результат.

Пока благотворительность и самоограничение будут считаться синонимами, мы так и будем обращать внимание на проблемы людей и помогать тем, кто нуждается в помощи, лишь от случая к случаю. Смиренно склонив головы и тайно ощущая собственное превосходство от такой деятельности. Для кого-то это может быть самоцелью, почему бы и нет. Но если у нас есть шанс помочь бо́льшему числу людей, было бы неправильно им не воспользоваться.