Найти в Дзене
Страна СССР

1962: школа и жизнь (окончание)

Оглавление

Разочарование

В школе было решительно скучно. Все, чему нас учили первые полгода, я знал, спрашивали меня поэтому редко, и я по большей части читал книжки, тайно держа их на коленках.

Писать мы начинали карандашами, и только по прошествии то ли трех четвертей, то ли года переходили на перьевые ручки с чернильницами-непроливашками, которые, если их как следует не потрясти, и правда, не проливались. Чернильницы были тяжелыми керамическими (такие не проливались вовсе), позже появились пластмассовые того же размера и конфигурации (эти уже при сильном потрясывании почему-то проливались). Стояли они в двух круглых углублениях парты, рассчитанной на двух человек. Эти парты были деревянными с откидными крышками. Они звучно хлопали, когда мы вставали, приветствуя учительницу, и когда садились. Что нам здорово нравилось (не вставать, а хлопать крышками).

В классе было много знакомцев по детскому садику, так что привыкать к новому коллективу особо не пришлось. Вообще, школа показалась мне спокойным учреждением, типа застойного болотца, подернутого ряской. Никаких особых событий (и открытий), которые бы расцветили четыре начальных класса, я не помню. Ну, пару раз подрался. Ну, собирали макулатуру и железяки, соревнуясь классами, кто больше наберет. Ну, приняли нас в октябрята, что оставило в памяти лишь красную звездочку с портретом кудрявого и юного Володи Ульянова посередине, что я носил на лацкане пиджака. И все. Уроки же вызывали тоску, а написание наклонных, тонких или с нажимом линий на уроках чистописания навевало немыслимую и горькую печаль. Школа с первых же дней была воспринята мной, как работа, как необходимая обязанность, которую хошь не хошь, а приходится выполнять...

Всплеск советской культуры

Оттепель, привнесенная в нашу жизнь годами нахождения у власти Никиты Хрущева, давала свои результаты. В одиннадцатом номере журнала «Новый мир» появляется большой рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Совершенно новая проза. Простая и искренняя. Поразившая этим многих. А еще – напечатанной в советском журнале фразой: «Залупаться не надо было»! Такая вольность была попросту немыслима.

Нобелевская премия по физике 1962 года у нас! Ее удостаивается академик Лев Ландау. И поделом...

-2

На телевизионные экраны выходит несколько популярнейших передач. Среди них – «Кинопанорама» с целым калейдоскопом ведущих: Зиновий Гердт, Олег Табаков, Григорий Чухрай, Ия Савина, Анна Шилова, Алексей Каплер, Виктор Коршунов, Юрий Яковлев, Георгий Капралов, Эльдар Рязанов, Даль Орлов, Виктор Мережко и еще с десяток небезызвестных фамилий. Причем в 60-е годы она шла в прямом эфире.

На киноэкраны страны выходят такие фильмы, как «Бей барабан» с Александром Демьяненко и Савелием Крамаровым; «Гусарская баллада» с Ларисой Голубкиной, Юрием Яковлевым, Игорем Ильинским и Николаем Крючковым; киноповесть «Девять дней одного года», которую можно назвать культовой, с Алексеем Баталовым в главной роли; «Королева бензоколонки» с Надеждой Румянцевой и Юрием Беловым; военная драма «На семи ветрах» с Ларисой Лужиной и Вячеславом Тихоновым и, конечно, кинокомедия из трех новелл «Деловые люди», которую можно было смотреть бесконечное количество раз.

-3

На меня же наибольшее впечатление произвел фильм Арсения Тарковского «Иваново детство» с Николаем Бурляевым в главной роли. И по сей день я помню кадры с отрубленной и катящейся несколько секунд головой мальчика Ивана, которого война лишила детства.

А журнал «Ровесник»? Которого уже после нескольких месяцев после начала выхода было не достать. Этот по-настоящему молодежный журнал определенно явился неким идеологическим прорывом, поскольку в издании затрагивались темы популярных музыкальных направлений, в частности рока; непредвзято и свежо рецензировались новые пластинки (альбомы) вокально-инструментальных ансамблей (групп) и фильмы, только-только вышедшие на киноэкраны страны.  

А радиостанция «Юность», странным образом работавшая на разных частотах (ее приходилось специально «ловить»), появившаяся в самом начале Карибского кризиса? Многие из молодежи только ее и слушали, ведь «Юность» работала в прямом эфире.

-4

А выставка художников-авангардистов в Манеже на Моховой улице первого декабря 1962 года? Разве это не прорыв? Правда, некоторые работы, представленные на выставке, вызвали негодование Никиты Сергеевича Хрущева, куда он пришел вместе с Сусловым и Шелепиным. Первый секретарь не стеснялся в выражениях, а слово «педерасты» в адрес художников было повторено дважды. Конечно, картин он не срывал, саму выставку бульдозерами не давил, но эта его реакция на выставке в Манеже послужила началом пренебрежительного и даже отрицательного отношения к формализму и абстракционизму в живописи и искусстве вообще.

-5

В 1962 году взошла звезда Муслима Магомаева. На сцене Дворца съездов в Москве, когда он выступил на фестивале культуры Азербайджана. Его пение звучало фантастически и очень понравилось министру культуры Екатерине Фурцевой, назвавшей голос Магомаева «настоящим баритоном».

Словом, страна жила насыщенной и разнообразной жизнью, как и я, но вне школы...

Счастье

А вот жизнь дворовая была совсем нескучной. Чуть выдавалась возможность, и я быстренько сваливал из дома.

– Куда? — спрашивала бабушка.

– Гулять, – отвечал я, и меня простывал и след.

Гулять – вовсе не значило степенно вышагивать по двору, наблюдая за происходящим со всепонимающей снисходительной улыбкой. Гулять, это значило:

— бегать, прыгать и лазать;

— искать и перепрятывать девчоночьи «секретики», после чего до упаду хохотать, наблюдая, как эти «секретики» не находятся их хозяйками;

— играть в «войнушку», «казаков-разбойников», «штандер», «вышибалы» и «царь-горы», игру подвижную и силовую, если можно так выразиться, грозящую синяками, шишками и порванной одеждой;

— лазить по стройке в поисках вара, после чего жевать его, прыгая со строящихся этажей в кучи керамзита, и еще много чего делать, поскольку из строек можно было извлечь массу нескончаемых удовольствий и игр;

— кормить выводок дворовых щенков;

— строить штабы, куда посторонним вход был строго заказан, и какое-то время смуро сидеть в них, тихо переговариваясь между собой и ожидая артобстрела или налета вражеской авиации;

— ловить жуков и селить их в банки или пустые спичечные коробки, а потом давать желающим послушать, как они там шуршат;

— делать самострелы и пулять по мишеням стрелами с металлическими наконечниками, которые, попади они в человека, могли бы наделать массу серьезных бед;

— ходить за клакстелином на Желатиновку, чтобы потом, скомкав эту горючую вату, обмотать ее черной изолентой, вставить в единственно оставленное отверстие спичечную головку, сделав таким образом бомбочку, которые взрывались с коротким оглушительным звуком;

— запускать в чужие подъезды дымовушки из пластмассы;

— кататься на взрослом велике под рамой, выпросив его у старшего товарища, поскольку из своего трехколесного я быстро вырос, а покупать двухколесный мои родители чего-то не спешили;

— гонять по двору на самокате, производя сильный шум раздолбанными подшипниками-колесами;

— выковыряв пробковый кружочек и набрав металлических крышек от бутылок, положить их на трамвайные рельсы гладкой стороной вниз, получив после проезда трамвая плоский кружочек, похожий на денежку, для игры в чику;

— играть в «чижа» до мозолей на ладонях;

— в промежуток межу «гулянием» смотаться домой, отрезать ломоть хлеба, намазать его маслом, посыпать сахарным песком и пулей вылететь во двор, крича во все горло: «сорок один, ем один», после чего, услышав «сорок восемь, малость просим», дать из своих рук по разу откусить от бутерброда каждому желающему;

— ходить в кино, благо кинотеатр «Костер» находился аккурат против нашего дома, надо было только перейти улицу Декабристов.

Теперь-то я знаю, какое название носили эти все мои «гуляния» и само это время. Это называлось счастьем... 

«Кино волшебный сон, ах, сладкий сон...»

Вообще все мы, советские люди любили ходить в кино и не пропускали ни одной новинки. А особо понравившиеся фильмы смотрели по нескольку раз. Так было с «Таинственным островом», «Молодой гвардией», «Подвигом разведчика», «Весной», «Небесным тихоходом», «Верными друзьями», «Оводом», циклом фильмов об Иване Бровкине и многими другими.

Куда влюбленный парень приглашал девушку? В ресторан? На хату к другу, уехавшему в командировку?  Нет, в кино. Чтобы посидеть рядом и подержаться за руки. А если достать билеты на последний ряд, то и чтобы нацеловаться всласть. 

Перед началом фильма обычно демонстрировали какую-нибудь скучную документашку. Чаще всего «Новости дня». Но иногда вместо нее показывали киножурнал «Фитиль», который появился в 1962 году. Он был очень смешной. Для нас, пацанов. И обличительно-сатирический для взрослых. Ведь киножурнал высмеивал и боролся против всего негативного, что имелось в советской стране. Невзирая на звания и чины граждан, это негативное творящих. Руководителю «Фитиля» Сергею Михалкову, Герою социалистического труда и лауреату трех Сталинских премий был дан если не карт-бланш, то уж точно твердое разрешение на проведение журналистских расследований с последующим обнародованием (на всю страну) результатов и персоналий. Говорят, приезда съемочной группы «Фитиля» нечистые на руку хозяйственники, чиновники и бюрократы всех мастей и рангов боялись больше, нежели министерских проверок и ревизий. Страшнее был только ОБХСС, то бишь, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Человек, уличенный в воровстве у государства, мог загреметь на огромный срок, а то и получить расстрельную статью. А вот хищение личной собственности (в 1962 году частной собственности уже не было) каралось раза в два мягче...

Состоял «Фитиль» из нескольких сюжетов, чаще игровых, один из которых нередко был мультипликационным. И в игровых частях снимались самые известные актеры страны. Вот самый первый выпуск «Фитиля»…

Мы не боялись хулиганов. Или «угланов», как называла их моя пермская бабушка. К угланам же причислялись все старшие парни, которые курили, бренчали в компаниях на гитарах и, по ее мнению, могли обидеть ее внука. Но угланы на нас, мелкоту, не обращали никакого внимания.

Тогда мы вообще никого не боялись...

Начало =>

Подписывайтесь на канал сайта Страна СССР: всё о Советском Союзе и знакомьтесь с нашей недавней историей из рассказов очевидцев.