Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Почему фотография непременно должна быть правдивой?

Художник Ася Жетвина продолжает рассказывать о вопросах правды и вымысла, которые она поднимает в своих проектах. В сегодняшний материал Ася посвятила одному из своих любимых проектов - книге «Redheaded Peckerwood» американского художника Кристиана Паттерсона.
В прошлом материале Ася рассказала о том, как фотография связана с понятием «пост-правда», и как «обман» помогает обратить внимание на важные проблемы.

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

Реконструкция исторических событий и их переосмысление - одно из самых заметных направлений визуального искусства последних лет. Фотография играет особую роль в этом процессе, показывая себя одновременно как носитель документальных черт, и как носитель художественной выразительности.

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

Если попытаться объяснить логику таких проектов, то получится следующая картина. С одной стороны, художник приводит неопровержимые аргументы исторических фактов, которые показывают, что событие произошло на самом деле. С другой стороны, автор оставляет за собой право дополнить проект деталями, которые теоретически могли бы происходить с героями события (буквально повторяя их действия, поведение или маршруты). Решение о том, верить или нет визуальному ряду и документам, автор оставляет за зрителем. При таком подходе традиционная документальная фотография может открывать субъективное измерение исторического прошлого.

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

Американский художник Кристиан Паттерсон (Christian Patterson), в прошлом ученик и ассистент Уильяма Эглстона (William Eggleston) (одна из ключевых фигур в фотографии ХХ века, основоположник цветной фотографии). Паттерсон - один из тех художников, кто с помощью фотографии и архивных материалов сделал реконструкцию исторических фактов наиболее заметной.

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

«Redheaded Peckerwood» (2011) [1] - проект, который основан на истории 19-летнего Чарльза Старквезера (Charles Starkweather) и 14-летней Кэриэл Энн Фьюгейт, которые за два месяца убили 11 человек, включая семью Фьюгейт.

В книжном формате Паттерсону удалось собрать визуальное досье на убийство, которое было совершено 60 лет назад. Использование и сочетание разных типов изображений: фотожурналистики, судебной, документальной, пейзажной фотографии, а так же работа с архивными материалами, помогли Паттерсону раскрыть такие темы как правда и выдумка, прошлое и настоящее, первая любовь, страх, бегство; а также состояния перехода, которое автор назвал «loss of innocence» (англ. «потеря невинности»).

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

Особенно важно, что Паттерсон сам повторил маршрут героев, последовательно фиксируя свои перемещения. Чтобы максимально сократить дистанцию между событием и сегодняшним днём, автор сопроводил фотографии документами, картами, открытками стихами и письмами главных героев.

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

Каждая фотография в книге связана с историческим прошлым и может быть правдивой, так как связана с местом, где происходили события прошлого. И в то же время, вся история, собранная в виде книги, содержит вымышленные элементы, которые автор добавил, пропустив эту историю «через себя». Книга в данном случае является неким паззлом, где читатель должен по крупицам собрать всю информацию в общую картину.

Фотография книги «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson, MACK Books.
Фотография книги «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson, MACK Books.

Больше всего в этом проекте меня привлекает то, как автор ловко обращается и соединяет правду и вымысел, подводя зрителя к вопросу о том, что такое правда и где её искать, и можно ли её найти? Почему фотография непременно должна быть правдивой?

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

Мне кажется, в этой книге Паттерсон сумел создать «слоёный пирог» из истины и фантазии. Используя фотографии разных форм изображения, многие из которых кажутся очень простыми, некоторые, наоборот, запутанными. Паттерсон предлагает зрителю и читателю найти правду в глубине, внутри (а не на поверхности истории), тщательно снимая слой за слоем чужие мнения и интерпретации.

Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson
Из серии «Redheaded Peckerwood», © Christian Patterson

[1] Название можно дословно перевести как «рыжеволосый голодранец». В оригинале – это пренебрежительное название белого населения юга США (преимущественно бедных слоёв).

Текст: Ася Жетвина

Редактор: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.