“Леди Бёрд” – удивительный в своей теплоте фильм. У меня нечасто бывает так, что после просмотра хочется какое-то время помолчать и поулыбаться собственным размышлениям и воспоминаниям, а не ринуться сразу же обсуждать увиденное с кем-нибудь. Но с “Леди Бёрд” произошло именно так: захотелось посмаковать особенно хорошо запомнившиеся моменты и повспоминать себя в 17-18 лет.
Большой режиссерский дебют Греты Гервиг, снятый ею по собственному сценарию, чем-то неуловимо похож на фильмы, в которых она участвовала как актриса: вспоминается и “Госпожа Америка” и “Милая Фрэнсис”. Но если героинь Греты и в “Госпоже” и во “Фрэнсис” в конце было немного жаль, и их истории слегка разочаровывали и расстраивали, то “Леди Бёрд” оставляет после себя более теплое и радостное чувство. То ли дело в том, что действие происходит в солнечном, пусть и скучноватом Сакраменто, в Калифорнии, а не в огромном холодном Нью-Йорке. Или, может быть, эта история звучит мажорнее, потому что речь в ней идет о совсем молодой девушке. Кристина заканчивает школу, у нее впереди вся жизнь, и она не успела совершить первых серьезных ошибок и столкнуться с первыми потерями, как обычно бывает с более зрелыми героями 25-30 лет. Сейчас ей только 17, у нее несовершенная подростковая кожа, красно-розовые волосы, сложные отношения с мамой и братом, стабильное взаимопонимание с отцом и желание во что бы то ни стало уехать учиться на восточное побережье, где живут утонченные люди и писатели. На дворе тем временем 2002 год, Америка сотрясается от ужаса, оплакивая жертв 11 сентября, а мобильники есть далеко не у каждого.
Вышеописанное могло бы выглядеть просто добротной комедией или мелодрамой про старшеклассницу, если бы старшеклассница была заурядной личностью, конвенциональной красоткой или традиционной серой мышкой. Но Кристина в исполнении великолепной, тонко почувствовавшей свою героиню Сирши Ронан, не такая: она яркая, громкая, неуверенная в себе и оттого острая на язык и напористая. У нее есть мнение по любому поводу, она совершает импульсивные поступки и не подумает дважды, прежде чем выпрыгнуть из машины на полном ходу или самолично перевести себя из массовки театрального кружка в хор. При этом она неглупа и не зациклена только на мальчиках, поиске первой любви или навязчивой американской идее потерять девственность до выпускного.
Это картина, написанная сочными красками и мельчайшими детальными мазками, о подростковых бунтах, которые стоило бы прожить каждому, чтобы повзрослеть сознательно и органично к поступлению в университет, а не выращивать свою инфантильность и юношескую бескомпромиссность до тридцати лет, когда они выглядят уже нелепо и жалко. Возможно, кто-то, смотря “Леди Бёрд” будет думать о собственных школьных выходках, кто-то, наоборот, пожалеет, что так и не совершил никаких проделок и вспоминать особо не о чем. А кто-то наверняка раскритикует героиню и ее поведение, очевидно, забыв, что в 17 лет такое поведение и мировоззрение естественно и нормально. Да и ничего особо ужасного она ведь не совершает. Но я просто получила удовольствие от многослойного праздника реалистичных ситуаций, живых диалогов, забавной одежды начала 2000-х и юных мечтаний Кристины. Поулыбалась фильму немного в одиночестве и позволила внутренней леди Бёрд расправить крылья, она это точно заслужила.