Психиатр-нарколог с многолетним стажем работы разъясняет суть метода кодирования, применяемого для борьбы с алкогольной зависимостью.
Методика кодирования была разработана и впервые применена А.Р. Довженко. Смысл всех методик «кодирования» заключается в искусственном сдерживании алкоголизма. Существуют препараты, которые добавляются в еду и сдерживают желание выпить. При кодировании используются практически те же самые препараты, но, в отличие от таблеток, продающихся в аптеке и действующих в течение двенадцати-пятнадцати часов, препараты для кодирования — это так называемые пролонги. Они содержат то же вещество, но в намного большем количестве, которое вводится в организм человека с согласия пациента специализированным врачом. Препараты эти выпускаются как в твёрдом виде, так и в виде инъекций.
ИНЪЕКЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ В НАРОДЕ НАЗЫВАЮТСЯ «СПЕЦУКОЛ», «ТОРПЕДА», «КОДИРОВКА». ТАБЛЕТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ В НАРОДЕ НАЗЫВАЮТСЯ «ПОДШИВКА». ОДНАКО ПО-НАУЧНОМУ ВСЁ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ОДИНАКОВО — БЛОКАДА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.
А метод введения выбирает уже специалист — с чем ему привычнее работать, такую форму лекарства он и посоветует. Принципиальной разницы между ними нет. Нарколог может ввести инъекцию, хирург или реаниматолог сделать подшивку. Я как врач нарколог подшивки не люблю, у меня нет опыта работы с ними, нет практики и вообще желания резать людей, чтобы зашить в них лекарство, которое можно спокойно ввести внутривенно. Но это моё личное предпочтение. Хирурги же это делают на раз-два, и большинство врачей, занимающихся подшивками, — это хирурги и реаниматологи.
В последнее время появились очень жёсткие кодировки, когда препарат вводится ингаляционно, через дыхательную систему. Это так называемые провокации. Сначала вводится вещество, затем пациенту дают под язык капельку спирта, вещество тут же срабатывает, у человека либо останавливается дыхание, то есть отказывают лёгкие, либо прекращается сердечная деятельность. Данный вид кодировки проводят только в условиях реанимационной палаты, где после такой вот жёсткой демонстрации пациенту результата попадания в организм капли спирта ему запускают сердце, восстанавливают дыхание. Это один из видов так называемой кодировки с провокацией, очень жёсткие кодировки, пациенты их очень боятся, они, как правило, очень эффективны. Но бывают, конечно, и неудачи.
СМЫСЛ В ТОМ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЛ, ЧТО КАПЛЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА ДЛЯ НЕГО — СМЕРТЬ. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ОН ПОЛНОСТЬЮ ЛИШЁН ВОЗМОЖНОСТИ ПРИНИМАТЬ НАПИТКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ.
Самые страшные случаи алкоголизма — это когда человеку попадает на язык капля пива, капля слабоалкогольного напитка, и он разгоняется, расходится до чудовищных доз суррогатов, включая технические спирты. А начинаться всё может с ежевечерних маленьких стаканчиков мартини. Повторюсь ещё раз, на любую кодировку, будь то «спецукол», «подшивка» или вот такая жёсткая кодировка с провокацией, пациенты идут сознательно и добровольно. Возможно, под нажимом родственников, возможно, после уговоров и даже ультиматумов, но добровольно. И ни один грамотный добросовестный нарколог или любой другой врач, занимающийся кодировкой, никогда не станет делать кодировку пациента без его согласия, без его воли. Это золотое правило наркологии.
КОДИРОВКИ ВСЕГДА ДЕЛАЮТСЯ НА ЯСНОЕ СОЗНАНИЕ, НЕЛЬЗЯ ЗАКОДИРОВАТЬ ПЬЯНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Я слышал, что есть не самые добросовестные коллеги, которые приезжают по вызову родственников к пьяному человеку, ставят ему капельницу и в конце делают кодировку. Однако сам я с такими наркологами не знаком. Это бессовестно. Возникает вопрос, что это за кодировка такая, если есть золотое правило, что пьяного кодировать нельзя, а никакая капельница за двадцать-тридцать минут алкоголь из крови не выведет. Это произойдёт только как минимум через сутки. Также бывают случаи, когда человек понимает, что ему очень тяжело или даже невозможно будет продержаться год без спиртного, тогда идут на разведение препарата, введение половинной дозы, то есть полугодовой, которую можно развести на ещё более малые дозы — на месяц-два. Такие варианты возможны, правда, не очень понятно, зачем они нужны. Но возможны. Однако опять же — любая кодировка проводится только трезвому человеку. «Кодировка» после капельницы или пьяному — это шарлатанство.
Александр Соцкий, психиатр-нарколог медицинского центра «Мой доктор», город Тула
Photo by William Fleury on Unsplash
Больше статей на justtalks.ru