Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Ридер №1 — Производство

Оглавление
Новый формат Проекции – ридеры. Каждая неделя будет посвящена одной теме, материалы из которой вы сможете прочитать в начале следующей, а все выпуски будут храниться в одном месте.
Тема каждой недели – один из аспектов современного искусства и жизни.

Производство

Так получилось, что сферы искусства и производства всегда находились в неоднозначных отношениях. Традиционное представление о художнике как творце, совершающем свой труд в виде персонального, почти непредсказуемого жеста противопоставлялся ремесленнику или рабочему фабрики, которые как бы механически вынуждены выполнять, наоборот, максимально предсказуемые и повторяемые действия.

Однако и те и другие заняты в похожих процессах создания объектов и предметов (а иногда и их копирования). Искусство – сфера, где одновременно существуют две противоположные, но взаимосвязанные силы: реакция на отчуждение труда (что закладывает основу для критики), и эксплуатация, которая это отчуждение усиливает.

Скульптура японской художницы Марико Мори. Фотография: Bego Antón для Bloomberg Businessweek
Скульптура японской художницы Марико Мори. Фотография: Bego Antón для Bloomberg Businessweek

Первый материал посвящён этапу, когда произведение искусства ещё остаётся предметом, не имеющим прибавочной стоимости в виде авторской «подписи», - изготовлению произведения.

Bloomberg опубликовал статью посвящённую компании Factum Arte, которая занимается производством работ для Марины Абрамович, Аниша Капура, Майи Лин и др.

Средства производства

И раз уж мы заговорили о фабрике, то решающее значение в её работе играют средства производства, то есть с помощью чего и каким образом мы создаём вещи.

В отличии от других сфер, в искусстве эти средства влияют и на то, как художники делают свои работы, и на то, как зрители их воспринимают.

Энди Уорхол Диптих Мэрилин. 1962
Энди Уорхол Диптих Мэрилин. 1962

Грубо говоря, распространенный прием поп-арта - размножение образа (то есть превращение единичного образа в паттерн), был реакцией на приход массового производства товаров и нового режима потребления - консьюмеризма.

Одной из предпосылок возникновения перформанса стала коммодификация и объективация произведений искусства. А искусство в сегодняшнюю цифровую (или постцифровую) эпоху принимает форму события, отражая изменившийся характер коммуникации.

Тайо Онорато, Нико Кребс, из серии «HE GREAT UNREAL». © Taiyo Onorato and Nico Krebs
Тайо Онорато, Нико Кребс, из серии «HE GREAT UNREAL». © Taiyo Onorato and Nico Krebs

На Проекции есть темы, которые отражают изменения в зрителе и в художнике.

Одна из них посвящена зрительскому восприятию - Фотография и видение. В ней вы узнаете, как технологические и общественные изменения влияли на культурный взгляд и на восприятие вещей.

В общем, must have для тех, кто хочет мастерски шифровать и расшифровывать художественные сообщения!

А ещё мы подготовили небольшие карточки на Дзене, чтобы вы смогли познакомиться поближе с понятием видения:

На снимке экрана - перепостановка знаменитой «фотографии» предполагаемого Лох-несского чудовища
На снимке экрана - перепостановка знаменитой «фотографии» предполагаемого Лох-несского чудовища

Эксплуатация

Damien Hirst, Anthraquinone-1-Diazonium Chloride, 1994. © Damien Hirst
Damien Hirst, Anthraquinone-1-Diazonium Chloride, 1994. © Damien Hirst

Эксплуатация в поле искусства - до сих открытый вопрос. Что можно отследить точно: чем шире представлены работы автора, тем выше вероятность того, что к ним приложил руку не сам автор, но в большей степени ассистент.

Интересно, что эта черта проявляется острее всего в наиболее “простых” произведениях. Например, сложная скульптура оправдывает помощь в виде отдельного специалиста или фирмы, которая её изготовит по эскизам. Но в случае простого полотна, например, «Spot Paintings» Дамиена Хёрста, процесс всё больше напоминает эксплуатацию или работу по найму, что сам художник не отрицает в одном из интервью.

Фото Сикстинской Капеллы. Комментарий автора статьи: «Здесь точно не обошлось без ассистента!».
Фото Сикстинской Капеллы. Комментарий автора статьи: «Здесь точно не обошлось без ассистента!».

Статья «Ассистенты художников - Мир анонимных помощников» - о тех, чей труд незаметно включен в произведение искусства, - ассистентах прошлого и сегодняшнего дня. Особенного внимания заслуживает отрывок про «лучшего ассистента по рисованию точек».

О фотопроизводстве и делегировании

Что может происходить, когда главное фотографическое решение - нажать на затвор - передается машине?

Прототип изобретения. Фото: Peter Buczkowski.
Прототип изобретения. Фото: Peter Buczkowski.

Об одном из изобретений - ниже. Самое интересное: машина, которая передаёт разряд на палец больше похожа на узурпатора, но не советчика.

P.S. Изобретение с подачи любителей хайтека названо арт-проектом, но это пока открытый вопрос)

Так описал изобретение портал TechSparks:

Арт-проект (вполне реальный, а не концепт), название которого можно вольно перевести как «фотопротез». И опять же вокруг искусственного интеллекта. ИИ выступает как соавтор фотографа, но соавтор, смахивающий на диктатора. Нормальная камера закреплена на рукоятке, а поверх установлена камера сильно поменьше, зато непрерывно подающая изображение на вход нейронной сети, обученной оценивать эстетику картинки. В тот момент, когда поступившее изображение будет сочтено сеткой красивым, на указательный палец фотографа подаётся разряд электричества — палец сгибается, нажимает кнопку спуска и тем самым делает фотоснимок на большую камеру. Т.е. решение о съемке принимает сетка. Но, с другой стороны, человек решает куда и когда выйти, в какую сторону камеру направить, так совсем уж рабом или придатком машины его не назовёшь.
В общем, концептуальный проект про со-творчество ;) В статье есть ролик, интересный.
Источник: https://t.me/techsparks/1209

О том, как создавали искусство

От автора статьи: "Онлайн-курс художника Сергея Гусева обещает расшифровать секреты светотени Рембрандта".
От автора статьи: "Онлайн-курс художника Сергея Гусева обещает расшифровать секреты светотени Рембрандта".

В феврале мы уже давали ссылку на этот текст в контексте коллекционирования. Сегодня мы решили напомнить о нём, но уже как о довольно ёмкой заметке о том, как меняется парадигма производства искусства: от создания исключительных объектов до производства событий.

Маккензи Варк — «Моя коллекционная задница» (McKenzie Wark — My Collectible Ass).

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.