Новый формат Проекции – ридеры. Каждая неделя будет посвящена одной теме, материалы из которой вы сможете прочитать в начале следующей, а все выпуски будут храниться в одном месте.
Тема каждой недели – один из аспектов современного искусства и жизни.
Производство
Так получилось, что сферы искусства и производства всегда находились в неоднозначных отношениях. Традиционное представление о художнике как творце, совершающем свой труд в виде персонального, почти непредсказуемого жеста противопоставлялся ремесленнику или рабочему фабрики, которые как бы механически вынуждены выполнять, наоборот, максимально предсказуемые и повторяемые действия.
Однако и те и другие заняты в похожих процессах создания объектов и предметов (а иногда и их копирования). Искусство – сфера, где одновременно существуют две противоположные, но взаимосвязанные силы: реакция на отчуждение труда (что закладывает основу для критики), и эксплуатация, которая это отчуждение усиливает.
Первый материал посвящён этапу, когда произведение искусства ещё остаётся предметом, не имеющим прибавочной стоимости в виде авторской «подписи», - изготовлению произведения.
Bloomberg опубликовал статью посвящённую компании Factum Arte, которая занимается производством работ для Марины Абрамович, Аниша Капура, Майи Лин и др.
Средства производства
И раз уж мы заговорили о фабрике, то решающее значение в её работе играют средства производства, то есть с помощью чего и каким образом мы создаём вещи.
В отличии от других сфер, в искусстве эти средства влияют и на то, как художники делают свои работы, и на то, как зрители их воспринимают.
Грубо говоря, распространенный прием поп-арта - размножение образа (то есть превращение единичного образа в паттерн), был реакцией на приход массового производства товаров и нового режима потребления - консьюмеризма.
Одной из предпосылок возникновения перформанса стала коммодификация и объективация произведений искусства. А искусство в сегодняшнюю цифровую (или постцифровую) эпоху принимает форму события, отражая изменившийся характер коммуникации.
На Проекции есть темы, которые отражают изменения в зрителе и в художнике.
Одна из них посвящена зрительскому восприятию - Фотография и видение. В ней вы узнаете, как технологические и общественные изменения влияли на культурный взгляд и на восприятие вещей.
В общем, must have для тех, кто хочет мастерски шифровать и расшифровывать художественные сообщения!
А ещё мы подготовили небольшие карточки на Дзене, чтобы вы смогли познакомиться поближе с понятием видения:
Эксплуатация
Эксплуатация в поле искусства - до сих открытый вопрос. Что можно отследить точно: чем шире представлены работы автора, тем выше вероятность того, что к ним приложил руку не сам автор, но в большей степени ассистент.
Интересно, что эта черта проявляется острее всего в наиболее “простых” произведениях. Например, сложная скульптура оправдывает помощь в виде отдельного специалиста или фирмы, которая её изготовит по эскизам. Но в случае простого полотна, например, «Spot Paintings» Дамиена Хёрста, процесс всё больше напоминает эксплуатацию или работу по найму, что сам художник не отрицает в одном из интервью.
Статья «Ассистенты художников - Мир анонимных помощников» - о тех, чей труд незаметно включен в произведение искусства, - ассистентах прошлого и сегодняшнего дня. Особенного внимания заслуживает отрывок про «лучшего ассистента по рисованию точек».
О фотопроизводстве и делегировании
Что может происходить, когда главное фотографическое решение - нажать на затвор - передается машине?
Об одном из изобретений - ниже. Самое интересное: машина, которая передаёт разряд на палец больше похожа на узурпатора, но не советчика.
P.S. Изобретение с подачи любителей хайтека названо арт-проектом, но это пока открытый вопрос)
Так описал изобретение портал TechSparks:
Арт-проект (вполне реальный, а не концепт), название которого можно вольно перевести как «фотопротез». И опять же вокруг искусственного интеллекта. ИИ выступает как соавтор фотографа, но соавтор, смахивающий на диктатора. Нормальная камера закреплена на рукоятке, а поверх установлена камера сильно поменьше, зато непрерывно подающая изображение на вход нейронной сети, обученной оценивать эстетику картинки. В тот момент, когда поступившее изображение будет сочтено сеткой красивым, на указательный палец фотографа подаётся разряд электричества — палец сгибается, нажимает кнопку спуска и тем самым делает фотоснимок на большую камеру. Т.е. решение о съемке принимает сетка. Но, с другой стороны, человек решает куда и когда выйти, в какую сторону камеру направить, так совсем уж рабом или придатком машины его не назовёшь.
В общем, концептуальный проект про со-творчество ;) В статье есть ролик, интересный.
Источник: https://t.me/techsparks/1209
О том, как создавали искусство
В феврале мы уже давали ссылку на этот текст в контексте коллекционирования. Сегодня мы решили напомнить о нём, но уже как о довольно ёмкой заметке о том, как меняется парадигма производства искусства: от создания исключительных объектов до производства событий.
Маккензи Варк — «Моя коллекционная задница» (McKenzie Wark — My Collectible Ass).
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.