Найти тему
BACK IN USSR

Приключения пилота Пауэрса в СССР

В самом начале мая 1960 года на территории Советского Союза был обнаружен шпионский самолёт. Им управлял лейтенант Военно-Воздушных Сил ЦРУ Фрэнсис Пауэрс. Он снимал на фото важные стратегические объекты, в том числе военные и промышленные, и записывал сигналы радиостанций. Он вылетал из Пешавары, пролетал над Афганистаном и просматривал территорию СССР, протяженностью от Аральского моря до города Мурманск, а окончание операции должно было произойти в Норвегии на военной базе Будё. Аппарат, на котором производились действия, назывался У-2. Этот самолёт отлично подходил по всем характеристикам: достаточно большая высота полета в двадцать километров, которую не могли достигать советские истребители. Первомай – идеальное время, когда абсолютно в каждом уголке страны проходят праздники, шествия и демонстрации.

Тот самый U-2, некогда почти недосягаемый для советской ПВО.
Тот самый U-2, некогда почти недосягаемый для советской ПВО.

Пауэрс смог продержаться над территорией СССР порядка трёх часов и продвинуться аж на две тысячи километров от его границы. Однако воздушные силы Мурманска, Архангельска и Вологды были быстро приведены в готовность к бою, хотя ещё и не было понятно, пролетит ли над этими городами шпион, ведь в Советском Союзе больше не было полной зенитно-ракетной защиты. Свердловские части Военно-Воздушных сил взяли на себя огромную ответственность за поимку вражеского самолёта. Уже через три часа Пауэрс был сбит советскими ракетами, едва он только влетел в нужную зону. Пилот остался цел и невредим, так как кабина самолёта практически не разрушилась, но хвостовая часть самолёта пострадала настолько, что пилоту пришлось оставить обломки устройства и приземлиться с помощью парашюта. Естественно, его сразу же задержали, притом местные жители.

Пилот ни в коем случае не должен был оставлять самолёт. По инструкции он обязан катапультироваться или покончить жизнь самоубийством, для этого у него имелся серебряный доллар с иглой в курсаре. Однако денежные средства жители окрестностей сразу же отобрали. Катапультироваться пилот не стал из-за того, что знал о взрывчатке, которая должна была быть приведена в действие при катапультировании, чтобы уничтожить пилота и не дать противнику завладеть самолётом.

Суд над Фрэнсисом Пауэрсом.
Суд над Фрэнсисом Пауэрсом.

Президент Соединённых Штатов, конечно, сначала хотел оправдаться тем, что Пауэрс занимался научными исследованиями в сфере метеорологии и сбился с курса по нелепой случайности. Однако такой «легенде Пауэрса»никто не поверил, и лидеру пришлось признаться во всём. В середине августа шестидесятого года лётчика Пауэрса приговорили по статье за государственные преступления к десяти годам, первые из готовых он обязан был провести в тюрьме. На слушании дела подсудимый вёл себя вежливо и корректно, сожалел о своём участии в таком «грязном» деле. Объяснял свои поступки только материальной выгодой: в ЦРУ ему платили большую заработную плату, которая была во много раз больше, чем в ВВС.

В тюрьме Пауэрс провёл только половину положенного срока. Уже в шестьдесят втором году его обменяли на разведчика Советского Союза Уильями Фишера. Процесс происходил на берлинском мосту.