С началом войны за независимость Алжира в 1954 году французские ВВС столкнулись с нехваткой лёгких ударных самолётов. Алжирские повстанцы избрали тактику партизанской борьбы, что исключало возможность применения существующей фронтовой авиации. В 1956 году объявляется конкурс на разработку лёгкого штурмовика.
Заявки на участие в конкурсе подали 9 компаний - Bréguet, Dassault, Fouga, Latécoère, Morane-Saulnier, Nord Aviation, Potez, SIPA и SNCASE. Они должны были разработать самолёт по следующей спецификации: 2-х местный, весом не более 5000 килограмм, с дальностью полёта 2000 километров, подвесным вооружением из бомб и ракет и способный находится в воздухе до 5 часов. Проанализировав представленные проекты, конкурсная комиссия отдала предпочтение концепту Morane-Saulnier под названием MS.1500 Epervier (в переводе с французского - ястреб-перепелятник).
Проект нового штурмовика был основан на более раннем опытном самолёте Morane-Saulnier MS.775, который не пошёл в серию. MS.1500 представлял собой одномоторный консольный моноплан с низкорасположенным крылом. Чтобы снизить стоимость, шасси сделали неубирающимся. Несмотря на высоко задранный длинный нос, форма фонаря кабины экипажа обеспечивала отличный обзор. Штурмовик мог покрыть расстояние в 1350 километров со скоростью 306 км/ч. Рабочий потолок полёта - 7200 метров.
Вооружение состояло из 2 пушек калибра 20 мм или 4 пулемётов калибра 7.5 мм. На подкрыльевых подвесках размещались 2 бомбы по 120 килограмм или 6 пусковых установок НУРСов. Также самолёт мог использоваться в качестве разведывательного.
В период с марта по октябрь 1957 года были построены 2 прототипа MS.1500 Epervier. Первый полёт нового штурмовика состоялся 12 мая 1958 года под управлением Жана Персона и окончился вынужденной посадкой из-за проблем с двигателем. После ремонта было выполнено свыше 50 испытательных полётов. Второй прототип поднялся в воздух 23 октября 1959 года. Лётчик-испытатель Жан Персон отмечал хорошие лётные качества новой машины.
Первоначально на MS.1500 был установлен турбовинтовой двигатель Turbomeca Marcadau мощностью 400 лошадиных сил. В 1958 году инженеры заменили мотор на более мощный Turbomeca Bastan IIB (750 лошадиных сил). И без того длинный нос самолёта стал ещё длиннее, но это позволило улучшить обзор из кабины для пилота. Испытательные полёты с новым двигателем проводились в течение 1959 года.
Несмотря на отличные результаты полётов, ВВС Франции отказалась от финансирования проекта. Оказалось дешевле развернуть лицензионное производство американского North American T-28 Trojan, чем доводить и внедрять в серийное производство собственный самолёт. После прекращения проекта построенные MS.1500 Epervier летали в различных исследовательских программах. Один из них был передан в Музей авиации и космонавтики в Ле-Бурже, где был уничтожен пожаром в 1990 году. Судьба второго прототипа неизвестна.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читай также: Короткая карьера реактивной "капельки" SIPA S.200 Minijet
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com