Найти тему
ЛитМастер

План произведения, и с чем его едят?

Оглавление

Бывают такие случаи, когда садишься за написание отдельного элемента главы и не знаешь что писать. Признайтесь, бывало такое. Чтобы избежать творческих кризисов и потери времени в пустую нам советуют писать план.

Я решила разобраться что этого такое и как он облегчит написание.

Мы давно с вами определили что балом правит идея.

1. Нам нужно определиться с замыслом.

а) Пронтагонист: кто главный героя?

б) Ситуация: Чем он интересен? Каково его состояние на момент начала истории? Каким будет представлен в конце?

в) Цель Главного Героя (Г.Г): Чего он хочет добиться в начале? На что готов пойти? Что измениться к концу?

г) Антогонист: Как и почему кто-то станет мешать Г.Г?

д) Трагедия: Какие неприятности вы готовы наслать на Г.Г?

е) Конфликт: что станет делать герой, когда столкнется с неприятностями? Почему ему придется справляться с ними на протяжение всего романа?

Вроде бы ничего сложного ответить на вопросы и идти дальше, но некоторые начинающие писатели просто пропускают это и не задумываются. Какой же главный герой из себя? Для чего он появился в этом произведении?

Из моей практики было такое, что наделяешь персонажа чертами, а позднее он оживает и начинает привносить свои действия и поступки в произведения. Они исходят именно от героя, а не от самого автора, то есть персонаж сам направляет повествование в нужное русло.

2. Наброски нужных эпизодов.

Собственный пример составление набросков эпизодов
Собственный пример составление набросков эпизодов

Первый возникающий вопрос, что писать? И он сам по себе правильный. В нашей голове начинает выстраиваться цепочка событий или ее отдельные фрагменты. Эти самые фрагменты мы и должны перенести на лист бумаги. Не важно что это будет: диалог, монолог или битва героев. Все это в обязательном порядке фиксируется.

Когда дело сделано, вы снова прочитываете свои наброски и задаетесь вопросом: зачем это нужно и что было перед этим? Благодаря этим вопросам, вы выстраиваете цепочку повествования. Если все сделать правильно у вас будет на руках треть готового произведения, который всего лишь требуется дописать.

3. Знакомство с персонажем

Мы уже касались темы персонажа истории и будем касаться дальше, ведь универсального способа не существует, каждый автор использует свой метод. И про них я расскажу в следующий статьях.

Вообще план произведения основывается на вопросах: что; для чего; зачем? Так же происходит с нашим персонажем. В плане нам не интересно как он выглядит, нас интересует его внутренний мир.

а) Что делал Г.Г до начала попадания в роман? Его трагедия.

Герой - это и есть человек, который жил своей жизнью, а потом случайно попал в историю. И попадает он из-за какого-нибудь особенного случая. Ведь читателю будет не интересно читать про жизнь обычного офисного работника, который каждый день проделывает один и тот же путь до самой смерти. Читателю да и нам писателям, интересно узнать, а как бы сложилась жизнь этого человека, после например, автокатастрофы. Вдруг он бросил свою работу и отправился в кругосветное путешествия искать мудрости в других народах. Или же полжизни пролежал в коме и видел яркие сны про другие миры, а потом написал про них истории и стал известным.

Именно по этому вопрос по своему важен для начала истории.

б) Как реагирует на трагедию?

Может приведу немного мрачный пример, но он отобразит суть данного вопроса.

У героя погибают родители в результате той же автокатастрофы. Что будет делать человек? Это зависит от характера. Кто-то начнет пить и искать свое счастье в дне бутылки. Кто-то найдет то для чего следует жить дальше. Пусть это будет брат/сестра, или общее дело. Герой будет думать о том как поступить, чтобы родители гордились им.

в) Не могла ли эта трагедия послужить причиной будущих событий?

Вернемся к предыдущему пункту и ответим на вопрос однозначно. Да, могла и еще как. А все потому что герой начинает стремиться в лучшее будущее или наоборот, а это в свою очередь запускает механизм. Этакая цепь, которая нарастает событиями как снежный ком.

г) Провести мини интервью с героем.

Тут я думаю все ясно. Кто такой, что делает и как выглядит.

По окончанию этого пункта выходит такая карточка героя, которая поможет освежить вам память в случае перерыва.

4) Исследовать обстановку

Вернемся к наброскам эпизодов. Думаю после заданных вопросов у вас значительно пополнился данный список. Теперь нам предстоит описать место, где происходит данный эпизод.

Когда вы закончили с исследованием, предлагаю перейти к следующему пункту.

5) Составление эпизодника

То есть упорядочивание всех выше перечисленных пунктов.

Если вы дружите с экселем, то советую составить табличку там и продолжить ее заполнять.

Пример таблицы эпизодника составленный в программе Exel
Пример таблицы эпизодника составленный в программе Exel

Как мы видим план сам по себе небольшой, но если пройти все пункты от и до, то выходит почти готовое произведение. Ведь это намного облегчит написание.

Конечно же вы можете вообще не следовать рекомендациям и писать так как вам нравится.

Если у вас есть своя методика и вы хотите ее обсудить или поделиться с общественностью, то прошу написать на почту writer.studio@ya.ru

Уважаемые читатели блога, идет наполнения телеграмм канала. Ссылку на него предоставлю в следующих статьях.

Буду рада вашим предложениям.