Текст и фото: Антон Ширяев
Шведы далеко не первые, кто попытались совместить комфорт и статусность седана с утилитарностью внедорожника – такие попытки совершались в разных частях света последние 60 лет, но каждый раз выигрышная казалось бы формула не срабатывала. Впрочем об этом мы расскажем в отдельной статье. Несмотря на негативный опыт предшественников, шведы всё же вошли в сегмент.
В конце концов, для подстраховки у них есть более привычный универсал V60 Cross Country, который, кстати, тоже представлен в России. Уникальность S60 CC сразу не бросается в глаза. В отличие от XC70, внедорожный седан получил куда более скромный обвес из некрашенного пластика, который легко маскируется в традиционной московской грязи. Нет никаких шильдиков и на крышке багажника. Опознать в серебристом седане именно внедорожную модификацию проще всего при взгляде сзади – автомобиль буквально привстал на цыпочки и кажется от этого несуразно узким.
Что там под капотом?
S60 Cross Country – это не только уникальный формат, но и не менее уникальная техника. Фактически, эта модель – прощание со старым Volvo, ведь под капотом установлен не новейший двухлитровый турбомотор семейства Drive-E, а старая добрая «турбопятёрка». Одного этого хватит, чтобы сделать выбор в пользу внедорожного седана. Мало того, что 249 л.с. наделяют S60 CC динамикой спортседана (7,0 секунд до 100 км/ч), так ещё и разгон сопровождается ни на что не похожим звуком турбопятёрки.
Кроме того: пятицилиндровый мотор хорошо известен и довольно надёжен. Не доставляет проблем и классический 6-ступенчатый «автомат». Но обратная сторона медали – заметно худшая динамика (у S60 T5 c Drive-E – 6,3 c) и лишние литры сожжённого бензина. Во время теста, который пришёлся на зимние каникулы, даже на пустых дорогах Москвы и области седан расходовал не менее 12,5 литров на 100 км.
Правда, литр-полтора можно смело списать на предпусковой подогреватель, который в России устанавливается на все дизельные Volvo, а для бензиновых является опцией за 49 000 руб.
Уютно ли внутри?
Конечно уютно, а чего вы ждали от нации, давшей планете IKEA? В салоне S60 Cross Country, увы, интерьер выдаёт возраст модели: множество кнопок, разбросанных по консоли, крохотный, по современным меркам (и по меркам новых Volvo в особенности), дисплейчик, запутанный интерфейс меню, бестолковое управление второстепенными функциями, возложенное на «крутилку» и четыре кнопки, – на фоне XC90 это просто прошлый век. Впрочем, наличие полного набора систем активной безопасности, хорошая аудиосистема, качественные материалы отделки, прекрасная шумоизоляция и приятный запах дорогой кожи ставят этот интерьер в один ряд с Lexus, Infiniti и Jaguar. Немецкая премиум-тройка, недавно обновившая свои седаны класса D, конечно, ушла далеко вперёд.
О системах активной безопасности хочется сказать отдельно. Volvo была одним из пионеров внедрения современной электроники и до сих пор остаётся образцом её настройки. Активный круиз-контроль работает и в снег, и в дождь, даже когда глазок радара покрыт приличным слоем грязи. Система распознавания дорожных знаков почти не ошибается, а система мониторинга слепых зон мигает только тогда, когда есть реальная опасность столкновения. Причём её индикаторы расположены не на поверхности боковых зеркала заднего вида, а у их основания в салоне. В итоге мигание индикаторов прекрасно видно боковым зрением –риск убраться, не заметив помеху в слепой зоне, ниже.
И ещё тут довольно тесно. Ниспадающая крыша, затрудняющие посадку назад выступающие колёсные арки, небольшой запас по длине, – четверо мужчин ростом выше среднего уже разместятся с не самым большим комфортом. S60 – машина для молодой семьи, тем, у кого подросли дети всё же стоит выбрать модели XC-линейки.
Как она едет?
Можно сколько угодно говорить о том, что Volvo перестала быть машиной для пенсионеров и любителей спокойной езды, но факт остаётся фактом –по уровню удовольствия от динамичного вождения S60 Cross Country уступает любой BMW, Infiniti или Jaguar. Пусть вас не смущает темпераментный мотор, в каждой детали видно, что создавалась эта машина совершенно для других целей. Толстый и тяжёлый руль на деле малоинформативен, «автомат» перебирает передачи неспешно, зачем-то сопровождая переключения рывками, а тяжёлый двигатель тянет нос машины мимо поворота.
К тому же кресла с широко расставленными валиками боковой поддержки плохо удерживают тело в поворотах. Хорошо хоть кожа после рестайлинга стала пусть и жёстче на ощупь, но куда менее скользкой –на дореформенной S60 я и вовсе соскальзывал с сиденья. Так что по-настоящему кайф от быстрой езды получаешь лишь при стартах со светофора: быстро, эффектно и эффективно благодаря звуку турбопятёрки и полному приводу. Но, откровенно говоря, весь характер Volvo не располагает к быстрой езде. На S60 Cross Country хочется выставить скорость на круиз-контроле в пределах допустимой и отправиться в путешествие, расслабленно придерживая руль одной рукой.
Вообще, S60 CC едва ли не лучший автомобиль для российской зимы. Подогрев всех сидений и руля, мощный предпусковой подогреватель, довольно большой и выделяющий много тепла мотор. Благодаря тому, что подогреватель можно включить и уже на работающей машине, прогреть Volvo даже в 15-градусный мороз очень легко. Завёл двигатель, нажал все возможные «тёплые» кнопки, и через пять минут в S60 CC практически идеально - тепло и уютно. Порой даже снег стряхнуть не успеваешь. Практически, потому что подогрев сидений не успевает ни за подогревом руля, ни за прогревом мотора – сиденья становятся тёплыми последние.
Но по-настоящему влюбляешься в эту машину даже не после тёплого старта холодным утром, а когда выезжаешь на разбитую дорогу. Вернее на то, что называют дорогой в отчётах президенту, потому как для европейцев этот набор буераков и ям – самое, что ни на есть бездорожье. Лишь три модели на нашем рынке могут сравниться с S60 Cross Country по плавности хода на плохой дороге: Renault Logan, Subaru Outback и Toyota Highlander, – возникает ощущение, что Volvo позволяет ехать по любой дороге на любой скорости. Пока вы не пробьёте в очередной яме колесо, даже не узнаете, что дорога не очень хороша. Браво!
На бездорожье главный ограничитель проходимости S60 Cross Country –геометрия. Всё-таки настоящие бойцы офф-роуда повыше, а их свесы покороче. Но если вы не цепляете перегибы свесами и не садитесь на брюхо, то внедорожный седан может увезти вас очень далеко. Крутящего момента много и вне пределов турбозоны (вот где работают лишние пол-литра объёма), электроника великолепно имитирует блокировки, а задемпфированная педаль газа, которая раздражает при динамичной езде, позволяет аккуратно дозировать тягу. Конечно, ход подвески невелик, но с такой электроникой он и не нужен.
И по чём?
Седан Cross Country – довольно выгодная сделка, ведь обычный переднеприводный седан в топовой комплектации Summum (S60 CC бывает только такой) стоит всего на 200 000 руб. дешевле. Согласитесь, не самая большая доплата за полный привод, увеличенный клиренс и непробиваемую подвеску? Наш седан упакован массой дополнительных опций и стоит более 2 700 000 руб. Дорого? Укомплектуйте аналогично 330i GT, и ноги сами понесут вас к дилеру Volvo.
Что в итоге?
Многочисленные американские исследования рынка показывают, что большинству клиентов важны теоретические возможности их машины, даже если они ими никогда не воспользуются. И именно поэтому перспективы S60 CC в России выглядят туманными. Повышенная проходимость, как правило, нужна клиентам в паре с универсальностью. Помимо большого клиренса и полного привода нужен большой багажник, а с этим у S60 CC в российской спецификации б-о-о-о-льшие проблемы. Вторая проблема – ориентированный на американский рынок бензиновый турбомотор. Прожорливый, с большой налоговой ставкой, он в одни ворота проигрывает дизелю, доступному на V60 CC и XC60.
К тому же, эти модели доступны в переднеприводных версиях, а доля переднеприводных кроссоверов в России растёт год от года. Но если вам интересно моё мнение, то S60 CC –идеальный кроссовер для холостого мужчины без детей. И в то же время это идеальный седан для нашей страны. Мощный, динамичный, с легковой управляемостью, непробиваемой подвеской и сочным звуком двигателя, он вобрал в себя самые важные для меня качества из обоих миров. Даже если машина провалится на рынке, хочется поблагодарить Volvo за попытку.