Текст: Антон Ширяев; Фото: Борис Ульзибат
Мы взяли на тест самые ходовые версии обоих седанов: под капотом Mondeo турбо-мотор 2.0 EcoBoost мощностью 199 л.с., а Optima оснащена атмосферным 2.4-литровым двигателем, выдающим 180 л.с. Обе машины – уходящая натура. Optima вот-вот уступит место в дилерских центрах седану нового поколения, а Mondeo в этом году должны подвергнуть рестайлингу вслед за своим заокеанским близнецом Fusion. А это значит, что и KIA, и Ford можно приобрести за весьма привлекательные деньги. Причём, как новые, так и с небольшим пробегом. Но стоит ли?
Снаружи
Mondeo четвёртого поколения создан совсем для других людей, для другой страны и для борьбы с другими конкурентами. Раньше главным рынком для модели было Соединённое Королевство, а в британской политической культуре даже появилось выражение Mondeo-man, которым характеризовали консервативного представителя среднего класса старше 40 лет.
Теперь же Mondeo ориентирован на Америку, где под именем Fusion сражается с Camry и Accord. Американский Fusion и европейский Mondeo отличаются между собой двигателями, настройками рулевого управления и подвески, а российская машина представляет собой микс с добавлением оригинальных ингридиентов.
Так у нас нет турбо-моторов объёмом 1.0 и 1.5 литра, дизелей и «механики», зато есть заокеанский «атмосферник» 2.5 литра и мощностью 150 л.с. А настройки шасси подбирались, исходя из качества наших дорог. К сожалению, попытка уседеть на двух стульях (официально это называется стратегия One Ford) приводит к тому, что Mondeo будто зависает между двумя рынками. Дизайн привлекательный, но, увы, вторичный. Наверное, сходство с Aston Martin и греет душу покупателей седана, но столь откровенное копирование чужих дизайнерских решений раньше было характерно лишь для азиатов.
Да, низкая крыша и вытянутый силуэт смотрятся здорово, но шутки про «Бондео» и Ford Martin будут сопровождать эту машину на протяжении всего её жизненного цикла. Внешность KIA кажется мне более выигрышность, чем у Ford. Мало того, что Optima красива сама по себе и полностью оригинальна, но и удачно скрадывает свои немаленькие размеры. Корейский седан выглядит на фоне вытянутого Ford компактным спорт-седаном. Внешность Optima оказалась настолько удачной, что дебютировавший во Франкферту прошлой осенью седан четвёртого поколения выглядит, как продукт глубокого рестайлинга!
Внутри
Удивительное дело, несмотря на низкую крышу, проблем с посадкой в Mondeo нет: места хватает и голове, и ногам, причём на обоих рядах сидений. Но есть другая проблема – интерьер Ford совсем уж американский. И красотой тут не пахло. Серый и нарочито недорогой пластик центральной консоли, простенькие кнопочки, обилие жёсткого пластика... Для американца такой интерьер в отечественной машине –это прорыв, но мы-то привыкли к совсем другому Mondeo. Пластик становится жёстким слишком высоко, где на европейских машинах он или мягкий, или хотя бы soft-look.
Сиденья, кажется, вообще не адаптировали для Европы! Широко расставленные мягкие валики боковой поддержки, мягкая набивка спинки, –я точно не в Camry? Эти кресла логичнее поставить в загородном доме у камина, чем установить в машину с такой внешностью и, забегая вперёд, с такой управляемостью.
И в продолжение темы с качеством материалов – недорогая кожа затавляет лишь с грустью вздыхать о мягчайшем сорте Windsor на прошлом Mondeo. Мультимедиа-система SYNC также выдаёт американские корни машины. Как и на Explorer, и Edge она работает на операционной системе Microsoft и не радует ни скоростью работы, ни графикой.
Привлекательнее Optima и внутри. Интересный дизайн, кожзам на передней панели, развёрнутой в сторону водителя в стиле BMW, мягкий на ощупь, или хотя бы на вид, пластик, масса места для мелочей, удачная мультимедиа –KIA выглядит более европейской машиной. Единственный спорный момент –обилие лакированного пластика, который нравится далеко не всем из-за остающихся на нём отпечатков пальцев. Увы, корейский седан проигрывает с точки зрения пространства.
Вроде бы линия крыши Optima выше, чем у Mondeo, но запаса для головы, особенно у машины с люком, практически нет. Если ваш рост выше 190 см, KIA не для вас! На заднем диване всё ещё хуже: даже мне с моими 186 см приходилось сползать вниз, держа поясницу на весу. В долгой дороге спина заболит уже через час пути.
В движении
Но все претензии к Mondeo исчезают, как только начинаешь движение. Вот где сочетание Америки и Европы рождает не удивление, а наслаждение! Каким-то невероятным образом Mondeo сочетает в себе лучшую в классе управляемость с невероятной плавностью хода. Ездать на Mondeo медленно решительно невозможно. И дело не в 199-сильном турбо-моторе EcoBoost, а в шасси.
Во-вторых, как и абсолютное большинство моделей KIA, Optima страдает от минимального хода на отбой и слишком жёсткой подвески. Машина подробно повторяет профиль дороги, а в глубокие ямы проваливается с грохотом. В итоге там, где на Mondeo летишь, не обращая внимание на качество покрытия, на Optima приходится красться, объезжая неровности. При этом шасси корейской машины не сказать, что плохо настроено.
Руль налит приятной тяжестью, машина с живостью реагирует на его повороты, педали информативны, а крены малы, но какой толк, если всем этим можно наслаждаться лишь на идеально ровной дороге? В Москве, Питере или на Кубани такой характер KIA не станет проблемой, но на том же Урале или в Тверской области радости от езды на Optima будет мало. Ну, а в Волгоград чёрному седану вообще нужно запретить въезд – тут или развалится подвеска, или осыпется в трусы позвоночник водителя.
Как и другие KIA, Optima даёт водителю возможность выбрать один из трёх режимов вождения: Eco, Sport или Normal, которые меняют алгоритм работы коробки, отклик на газ и фоновое усилие на руле. Но, попробовав все три, навсегда остаёшься в базовом Normal. Режим Eco усыпляет и без того не самую динамичную Optima, а тяжесть руля в Sport добавляет дискомфорта, а не информативности.
Резюме
В США европеизация Fusion обернулась триумфом –никогда со времён классического Taurus mid-size седаны Ford не были столь популярными. Chevrolet и Chrysler разорваны в клочья, а до Toyota и Honda рукой подать. В 2014 и 2015 годах продажи впервые с середины 90-х превысили отметку в 300 000 машин. У Optima всё не так радужно –последние четыре года американцы покупают чуть больше 150 000 седанов. По эту сторону океанов дела у наших сегодняшних бойцов не столь хороши. В прошлом году KIA выбрали 3086 клиентов, а Mondeo хоть и воспрял духом после смены поколений, но не сильно оторвался – 4545 проданных машин.
Who’s Mr.Mondeo? На этот вопрос, увы, у меня нет ответа. Спортивный дизайн, мощный и тяговитый мотор и невероятное шасси сочетаются с туповатой коробкой, просторным, но простеньким интерьером, выдающейся плавностью хода и заметными кренами. Мечта таксиста и пенсионера или лучший друг молодого и активного драйвера? Похоже, рынок так и не ответил на этот вопрос – Mondeo в одни ворота проигрывает и ориентированной на комфорт Camry, и драйверской Mazda 6.
И всё равно даже такой Mondeo выглядит хорошей покупкой, ведь цена по нынешним временам весьма выгодна, обслужить Ford можно в любом крупном городе страны, а сам седан подходит для любых дорог. Optima – маркетинговый, а не инженерный продукт. Она обещает больше, чем даёт. Спортивный дизайн не подкреплён динамикой, размер – комфортом, а список опций – качеством их работы. Вентиляция сидений едва ощутима даже в самом мощном режиме работы вентилятора, изображение с камеры заднего вида лишено динамической разметки, система мониторинга слепых зон кричит даже при безопасных перестроениях.
И, казалось бы, она должна проиграть этот тест в одни ворота, но... для себя я бы выбрал именно её! Я редко выезжаю за пределы Московской области, стараюсь не нарушать правил, но очень ценю привлекательный внешний вид и продуманный интерьер. В конце концов, я в неё влезаю! Но для большей части нашей страны победителем этого теста является Mondeo.