Найти тему
«Ну не ной!»

Про документальный фильм о Кирилле Серебренникове


Желаю на своих многобуквенных инстаграм-эссе применять стиль письма Артемия Татьяныча Лебедева: чтоб сочно брюзжать, чтоб сильно и с напором «д ‘артаньянствовать» над своими немногочисленными читателями, чтоб умничать и доносить очевидности до умов, ну и заострять на проблеме внимание. И чтобы было без мата, это очень важно. Сегодня подвернулся похожий, и что намного круче — нужный случай! Потому собираюсь в меру костерить и яро нахваливать со своей малоперспективной и крайне невысоконькой колоколенки.

Итак, вот суть: в сети появился отличный документальный фильм про Кирилла Серебренникова. Не буду томить пересказом, не хочу высказывать свою точку зрения по этому случаю, лишь опишу вкратце: человек-режиссёр сидит под домашним арестом, его обвиняют, ему грозят и ему грозит, он очевидно оказался не тем и не там, за что и не за что теперь страдает. Про этого Кирилла второй год подряд шумят на радио, на форумах, в постах и комментариях. И только сейчас, буквально на днях, про историю этого человека сняли и смонтировали, выложили и показали всем нам документальное кино. Хорошее кино, красивое и правильное, не заумное, понятное, простое и элегантное. И я не прошу вас его смотреть, я лишь хочу, чтоб вы знали и чувствовали: журналистика, именно современная и не отталкивающая, не плесневелая и не придурочная — она всё же есть у нас. Прикиньте, в нашей с вами стране люди не разучились делать круто и делать так, чтобы это показывать в качестве референса по планке качества!

Кино про #театральноедело современно снято, аутентично смонтировано, прекрасно озвучено и приятно выкрашено. Это такая работа, которая больше походит на что-то типичное для Vice или Vox, да даже для The Verge: это свободно, цельно и опрятно. Так не снимают на телевидение, потому что там работают зашуганные «не-по-правилам-мены» и неврастенические «так-нельзя-снимать-вумены», чьими учителями были совковой школы образчики усатой телевизионной интеллигенции в прокуренных пиджаках и выглаженных фланелевых рубахах. И вот пыльные они напару с жёлтыми от старости учебниками, годами запрещали выходить за рамки устоявшихся правил, выплывать из этого лягушатника подальше — в открытые воды творческой свободы. Они навязывали вкусы, прививали правила и зарубали на носах операторские приёмы, наматывали на усах законы, прямо таки натурально заповеди, видеомонтажёрам! Потому мы годами и декадами вынуждены смотреть типичный телевизионный контент с его типичной телевизионной картинкой и такой же типичной телевизионной структурой. И если интервью одним дублем снято несколько минут без перебивок на планы, то так нельзя, даже если во время этого интервью человек на второй минуте монолога начинает рыдать. А это ли не трогает? Это ли не то самое окно в историю для зрителя, это ли не признаки жизни?

К сожалению, я не знаком и, пожалуй, было бы странно, если бы стало иначе, с авторами этого документального кино про Серебренникова. Знаю лишь, что они бывшие коллеги моих бывших коллег — журналисты РБК в лице Романа Супера и Александра Уржанова. Знаю, что они могут никогда в жизни не увидеть этот мой руколепный и доморощенный лонгрид, но если увидят, пусть знают: вы делаете круто. Не совсем хорошо, не очень нормально, а именно безмерно круто. Спасибо вам за вашу работу и спасибо за качество.

Напоследок добавлю, что при всей пассивной ненависти к классическому и уважаемому телевидению, я примерно понимаю, как там всё устроено. И, так уж случилось, я был причастен к созданию некоторых форматов и некоторого контента на том же РБК, который хоть и похож на зомбоящичек, позиционирует себя более молодой и в меру дерзкой его альтернативой. И вот от чего глухота в ушах и неприятный такой булыжничек в глотке: тамошним богам дизайна и властителям форматов, по большому ведь счёту — искренне лениво работается. Им глубоко наплевать на любые проявления особого видения, если это самое видение идёт от человека ниже стоящего. Проще говоря: если ты пришёл к Зевсу дизайна или продюсирования на его Олимп с горящими глазами и дрожащими руками, говоришь, мол вот он я и готов делать красиво, лакшери и вкусно, то этот Зевс, попутно находясь в скверном настрое, с матом и унижениями, с несоблюдением рабочей субординации и корпоративной этики, отправит тебя восвояси со скоростью Гермеса, прямо в самый низ — в подгорье, в реку Стикс, прямиком к Харону в твой опенспейс.

И такое отношение вовсе не частный случай, это проблема менталитета что ли: сейчас не про нашу страну, не про государство даже, а именно про боязнь людей оспаривать, отстаивать и выходить на равных с тем, кто даже пусть и старше тебя по званию, кто и больше по обязанностям, кто мудрее по опыту — выходить с ним в диалог, вступать в спор и проявить себя в том, что кажется более разумным и новым, свежим и классным. Ты можешь быть в бесконечно тугом цейтноте, но изволь прислушиваться ко мне, когда я проявил редкую в этих краях инициативу, когда беру ответственность за свои сумасбродные идеи, даже если у тебя сегодня плохое настроение или ты, о великий мастер, чувствуешь эту проблему глубже. Изволь и выслушай, а я отвечу доверием и уважением. И вместе мы сделаем круто.

Хочется всё же на хорошей ноте закончить: пожалуйста, не игнорируйте хорошую работу, ведь это диковинная редкость, натурально жемчужина в нашей мультимедийной Одиссее за золотым диджитал-руном. Не игнорируйте и показывайте это своими постами, лайками, подкастами, видеоблогами и комментариями, чем угодно — будьте заметными и не слушайте Зевесовы маты.