Опубликовано 2018.04.16
В основу анализа военно-политического конфликта в Сирии положены статьи К.В. Сивкова [1-4]. Также используются материалы и других авторов, указанных в разделе «Источники».
Анализ охватывает период с момента вступления России в сирийский конфликт (сентябрь 2015) и до момента завершения Россией военной операции в Сирии (декабрь 2017).
Для визуализации анализа применяется графический язык моделирования Archimate [8-10].
1. Участники конфликта, их цели и поведение
«В Сирии воевали две коалиции. Участников одной объединяла стратегическая цель – свергнуть в САР действующую власть. Другая сделала все, чтобы сохранить целостность страны и ее суверенитет» [1] (Рис. 1):
Названия коалиций «Агрессоры» и «Защитники» отражают отношение к действующей сирийской власти.
Следует отметить два аспекта, касающихся Израиля и курдов:
a) на момент вступления России в конфликт коалицию «Агрессоры» «…поддерживал, масштабно не вмешиваясь непосредственно в конфликт, Израиль» [1].
Главное для Израиля – не допустить усиления влияния Ирана в Сирии: «… если Иран создаст военные базы в Сирии, уничтожим. И все знают, что это серьезно» [7] (Рис.2);
b) «Особое место – у курдских формирований, явно не преследовавших цели свержения законных властей и все же хотевших обособиться от Сирии, как минимум получить широкую автономию, что неприемлемо ни для Дамаска, ни для Анкары» [1].
Курды, с одной стороны, осуществляли боевые действия против действующей сирийской власти, а, с другой, отряды «Пешмерга» боролись с террористами из ИГ (ИГ – организация, запрещенная в РФ) (Рис. 2):
Рассмотрим более подробно действующий состав каждой коалиции и намерения участников этих коалиций.
1.1. Состав коалиции «Агрессоры"
«Коалиция была достаточно сложной структурой. В ней две специфические компоненты» [1]. Первая компонента – это союз государств во главе с США и сообщество незаконных вооруженных формирований (далее по тексту – НВФ), а вторая компонента – альянс террористов [1].
«На НВФ лежала основная тяжесть боев, первые же главным образом давали им материально-техническое, финансовое, информационное и политическое обеспечение, на что тратились США, Турция, Саудовская Аравия и Катар» [1].
Основными участниками второй компоненты являются ИГ (организация, запрещенная в РФ), «Джебхат ан-Нусра» (организация, запрещенная в РФ) и Сирийская свободная армия (далее по тексту – ССА) [1].
«По религиозно-идеологическому признаку выделялись радикальная исламская, пантюркистская и либеральная прозападная составные части. У каждой были государства-кураторы. Первые видели главной целью создание в Сирии и Ираке суннитского халифата под эгидой КСА или Катара. Вторые, представленные Турцией и протурецкими НВФ, готовили почву для воссоздания Османской империи. Одним из этапов должно было стать втягивание части или даже всей территории Сирии под эгиду новой Блистательной Порты.
Политической целью третьих было превращение раздираемой гражданской войной страны в плацдарм Запада, прежде всего США, которые к 2015 году сильно растеряли влияние на Ближнем и Среднем Востоке» [1].
Таким образом, причудливый состав коалиции «Агрессоры» можно представить следующим образом (Рис. 3):
Можно сказать, что по структуре эта коалиция напоминает большую и дорогую матрешку, но скорее она похожа на адский конгломерат.
У каждого из участников коалиции «Агрессоры» в данном конфликте были свои цели [1] (Рис. 4):
«В коалиции агрессоров изначально были глубокие противоречия …» [1].
На рисунке 5 показаны примеры противоречий:
1) между КСА и Катаром – КСА и Катар «…видели главной целью создание в Сирии и Ираке суннитского халифата под эгидой КСА или Катара» [1];
2) между разными группировками внутри альянса террористов - «Исламские радикалы считают «умеренных» собратьев еретиками и уничтожают при случае со всей правоверной яростью. Те платят взаимностью. Вместе они ненавидят либерально-западническое крыло антиправительственной оппозиции в Сирии: эти еще хуже – воплощение Сатаны» [3];
3) между целями США - «На практике выяснилось, что провести грань между «террористами» и «вооруженной оппозицией» невозможно. Перетекание боевиков из одной организации в другую шло постоянно. При этом они стремились перемещаться в наиболее близкие им идеологически группировки, которыми в большинстве случаев оказывались именно радикальные. В итоге подготовленные американцами для «умеренных» формирований боевики оказывались среди джихадистов вместе с оружием. Выступая под знаменем борьбы с терроризмом, США были вынуждены бить, пусть даже и ограниченно, по своим, максимально скрывая помощь вооружением и боевой техникой им же» [3].
К сильным и слабым сторонам коалиции «Агрессоры» относятся [1] (Рис. 5 и 6):
Источники
1) К. Сивков, «Тише, кураторы», «ВПК», №4, 2018
2) К. Сивков, «Фиаско в трех Сириях», «ВПК», №5, 2018
3) К. Сивков, «Сквозь пустыню к победе», «ВПК», №6, 2018
4) К. Сивков, «Год бескровных революций», «ВПК», №3, 2018
5) В. Кондрашов, «Халифат сделал «стоп-кадр», «ВПК», №13, 2018
6) Л. Ивашов, «Подморозить Израиль», «ВПК», №6, 2018
7) Я. Кедми, «Буян» в кустах», «ВПК», №8, 2018
8) ArchiMate® 3.0.1 Specification, Open Group Standard, 2017, http://pubs.opengroup.org/architecture/archimate3-doc/
9) А. Рубенчик, «Обзор языка ArchiMate. Основные понятия и примеры иcпользования», Information Management, № 6, 2014
10) А. Рубенчик, Канал «Моделирование на ArchiMate», https://zen.yandex.ru/media/id/593004be8e557d4d1372cee3/oglavlenie-kanala--table-of-contents-5a3d036257906a192e66eda5
Table of Contents
Copyright © Rubenchik A.V. 2018. All rights reserved