Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Достаточно ли изображение описать словами?

Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017
Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017

Если мы упомянули в нашем недавнем нарративе о концептуальном искусстве, то попробуем найти его на фотографической почве, в современном исполнении.

"Как пишет Юрий Альберт: «…я нечетко, но определенно представлял себе, чем занимаются "настоящие художники" — создают "прекрасное" и "возвышенное", а обычные люди сначала их не понимают, но потом, после трагической и ранней смерти, воздают им должное, вешают их работы в музеи и поклоняются им. В этой мастерской (мое прим.Виталия Комара и Александра Меламида) я увидел нечто, полностью противоречащее моим представлениям, возмутившее меня до глубины души, но при этом очень мне понравившееся. Все мои (а на самом деле не мои, а общераспространенные) представления об искусстве доводились здесь до логического конца, подвергались глумливому и циничному препарированию, и в таком препарированном виде предъявлялись зрителю. Все, что представлялось невнятной, но возвышенной истинной, оказалось набором неочевидных и относительных условностей. После первого потрясения я понял, что сам процесс анализа и препарирования собственных представлений об искусстве куда увлекательнее, чем унылая погоня за "прекрасным"»."

Цитата взята из курса "Концептуальное искусство и фотография", занятие 1 на платформе Проекция

Одни из основ концептуального искусства — препарирование самого понятия искусства и указание на контекст, на зону вне произведения, общую с любым из зрителей, смотрящих на работу.

Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017
Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017

В художественной среде, ориентированной на работу с изображением (фотографической, как её можно еще назвать), всё чаще появляются фигуры, одновременно находящиеся в поле создания изображений и исследования процессов, происходящих на разных уровнях рождения и показа фотографий.

Одним из таких заметных участников сегодняшних процессов можно назвать Пола Пейпера / Paul Paper, куратора книг и выставок. Мы специально написали "куратор книг", потому что большинство его изданий построены на найденном, выбранном, чужом визуальном контенте, или совсем без него — как книга Contemporary Contemporary Photography, о которой мы сегодня и хотим поговорить.

Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017
Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017

Книга является продолжением издания 2013 года и представляет собой обзор фотографических мотивов, наиболее часто встречающихся в современных фотографических проектах, резюме современного состояния художественной фотографии и способов её оформления.

Пэйпер, конечно, ироничен по отношению к создателям современной визуальной культуры. Но обращается он не только к авторам изображений — картинки, и опыт их рассматривания, взаимодействия, получения, создают интерфейсы, программы, цифровая среда и искусственный интеллект. В исследовании 2017 года отсылок к нечеловеческому, цифровому и виртуальному, изображению, достаточно много. Может быть мы начинаем переходить границу, когда генерируемые изображения поглотили человека смотрящего и снимающего?

Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017
Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017

Такие книги должны появляться в нужное время, когда обозначаемый автором "вид" фотографии уже существует, но еще не перерос в клише. Они, книги, всегда смотрятся с оглядкой на год издания, крепко удерживая с ним связь, потому что до называния в книге мотив еще не был обозначен, а после — становится клишированным, массово употребимым и художниками, и пользователями изображений.

Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017
Paul Paper. Contemporary Contemporary Photography, 2017

С одной стороны, книга кажется замкнутой в собственной системе производства — картинок, коммуницирует только с теми, кто знает контекст. С другой, она как раз сообщает вовне происходящее в искусстве, к которому каждый смотрящий может подключиться, сканируя уровень своего опыта включенности в среду циркуляции изображений.

Текст: Надя Шереметова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.