Найти тему
ИрСити.ру

Как санкции против "Русала" скажутся на Иркутской области?

Оглавление

Минфин США 6 апреля ввёл санкции в отношении 24 россиян и 15 связанных с ними компаний. В этот список попал олигарх Олег Дерипаска, En+Group и «Русал». В первый рабочий день после этого 9 апреля акции «Русала» обвалились почти на 50%, а товарные биржи в Нью-Йорке и Лондоне приостановили торги алюминием компании, в том числе произведённым в Шелехове и Братске.

В Иркутской области «Русал» владеет Братским и Иркутским алюминиевыми заводами, а также работает над проектом Тайшетского алюминиевого завода, строительство которого было начато в 2006-м, но заморожено 3 года спустя. En+ контролирует компанию «Евросибэнерго» и через неё «Иркутскэнерго» и «Востсибуголь».

Основной удар от санкций США в Иркутской области придётся на алюминиевые заводы. «Иркутскэнерго» ещё в конце 2017 года оценивало влияние санкций как несущественное, объясняя это минимальной долей зарубежных партнёров и сосредоточением производства и сбыта в России. У «Востсибугля» основная часть продукции направляется на внутренний рынок. Гендиректор компании Евгений Мастернак в интервью«Комсомольской правде» в 2016 году сообщал, что предприятие «локально замкнуто», а угли мало востребованы за пределами региона.

После введения санкций двое из пяти основных потребителей алюминия «Русала» в мире – компании Glencore и Rio Tinto — объявили, что намерены соблюдать их условия. Glencore отказалась от конвертации принадлежащих ей акции «Русала» в депозитарные расписки En+, заявила о выходе её гендиректора из совета директоров компании, а также, как сообщал «Интерфакс», объявила форс-мажор по контрактам на 50 тысяч тонн алюминия, которые оцениваются по текущей стоимость примерно в 112 миллионов долларов. У «Русала» и Glencore был заключён 7-летний контракт, который истекал в 2018 году, на долю швейцарского трейдера приходилось около 26% продаж российской компании.

Горнодобывающая Rio Tinto также заявила, что пересмотрела связывающее её с «Русалом» соглашения. В частности, речь идёт о 20% в глинозёмном совместном предприятии Queensland Alumina Limited, которые принадлежат «Русалу», а также продаж бокситов на глинозёмный завод «Русала» в Ирландии. На долю Rio Tinto, Glencore а также Alcoa (в лице Самарского метзавода), Toyota и Mechem SA, по данным «Интерфакса», приходится 38% продаж «Русала».

На двух заводах в Иркутской области производится порядка 1,5 миллиона тонн алюминия в год (при общем объёме производства «Русала» в 2017 году 3,7 миллиона), основная часть приходится на Братский алюминиевый завод (БрАЗ) – около 1 миллиона тонн. БрАЗ даёт примерно 30% всего российского алюминия и 4% мирового. Его продукция идёт в Чехию, Германию, Финляндию, Польшу, Нидерланды, Эстонию, Турцию, Израиль, Японию, США, Узбекистан, Южную Корею, Грецию, Казахстан. По российским стандартам бухгалтерского учёта, чистая прибыль БрАЗа в 2017 году составила 2,76 миллиарда рублей, что на 26,2% ниже, чем в 2016-м.

Фото: Кирилл Фалеев
Фото: Кирилл Фалеев

На Иркутском алюминиевом заводе в год производят около 400 тысяч тонн алюминия, 70% — продукция с добавленной стоимостью. Она поставляется на российский рынок, а также в Японию, Тайвань, Южную Корею, Малайзию, Нидерланды, Турцию, торговая марка завода зарегистрирована на Лондонской бирже металлов.

Как отмечает агентство «Прайм» со ссылкой на аналитика «Финама» Алексея Калачёва, «Русал» не раскрывает объёмов, проходящих через биржу в Лондоне, но они вряд ли могут быть критичными, так как основные объёмы поставок идут прямым трейдерам, таким как Glencore. По словам Калачёва, американский рынок занимал около 20% в экспорте российского алюминия, если учитывать прямые продажи и поставки через посредников.

По мнению аналитика по товарным рынкам «Открытие Брокера» Оксаны Лукичевой, которое приводит «Прайм», возможно, что «Русал» в условиях санкций переориентируется на поставки на рынок России и стран СНГ, который сейчас составляет порядка 20% в общем объёме продаж. РИА Новости отмечает, что эксперты рынка советуют компании пересмотреть сбытовую политику: перевести поставки с трейдеров на прямые продажи и ориентироваться на азиатский рынок. Поддержку «Русалу» также намерено оказать правительство России.

Фото: Кирилл Фалеев
Фото: Кирилл Фалеев

В пресс-службе ИркАЗа и БрАЗа ИА «ИрСити» отказались комментировать последствия санкций для заводов.«В данный момент компания «Русал» не даёт комментариев по вопросам, касающимся операционной деятельности. Все предприятия компании, включая алюминиевые заводы на территории Иркутской области, работают в обычном режиме», — сообщили в пресс-службе «ИркАза».

«Сейчас компания просчитывает все риски и сценарии, анализирует ситуацию. Братский алюминиевый завод работает в штатном режиме», — отметили в пресс-службе «БраЗа».

Как заметила РБК директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок Наталья Волчкова, санкции США «плохо отразятся» на всей Сибири: «Даже самый прямой эффект — прекращение продаж «Русала» в США — касается около 15% продаж компании. Ещё подтянутся другие страны, для которых важна позиция США, это добавит в сокращение продаж. То есть до четверти сбыта под прямым негативным эффектом. Переориентироваться на новые рынки быстро не получится, и только со значительным сокращением маржи». Волчкова прогнозирует сокращение занятости на заводах компании, снижения поступления налогов.

Фото: Кирилл Фалеев
Фото: Кирилл Фалеев

ИркАЗ и БрАЗ вкладывают деньги в экологические проекты в Шелехове и Братске. На Иркутском алюминиевом заводе до 2020 года планируется внедрить технологию «ЭкоСодерберг», которая позволит снизить выбросы в атмосферу на треть. С 2016 по 2021 год «Русал» планирует потратить на экологическую модернизацию завода более 5 миллиардов рублей. В 2017 году «Русал» направил на благотворительные цели в Шелехове и Шелеховском районе более 15,6 миллиона рублей.

БрАЗ в 2017 году потратил на экологические мероприятия около 1,4 миллиарда рублей, такая же сумма заложена на 2018 год. Кроме того, Братский алюминиевый завод подписал новое соглашение с администрацией Братска о социальном партнёрстве на 100 миллионов рублей.

Фото: Кирилл Фалеев
Фото: Кирилл Фалеев

Отдельный вопрос – как санкции США скажутся на проекте-долгострое Тайшетского алюминиевого завода (ТАЗ). На этапе строительства там планировалось создать порядка 4 тысяч рабочих мест, а впоследствии на предприятии будут работать 880 высококвалифицированных специалистов. Ввод предприятия в строй и постепенный выход на проектную мощность первой серии в 430 тысяч тонн были запланированы на 2020 год.

Общая стоимость строительства ТАЗа составляет порядка 1 миллиарда долларов (около 60 миллиардов рублей). В декабре стало известно, что «Внешэкономбанк» профинансирует порядка 30% проекта – «Русалу» был одобрен кредит в в 18,5 миллиарда рублей.

Участие в проекте также принимает энергетический холдинг «РусГидро». Стоимость его участия была утверждена советом директоров накануне введения санкций – 5 апреля – и составляет 319 миллионов долларов. 9 апреля холдинг заявил, что проанализирует ситуацию с включением «Русала» в «чёрный список».

Сейчас, через неделю после введения санкций, оценить финансовые потери «Русал» сложно. По информации источника «ИрСити», близкого к БрАЗу, на предприятии анализ ситуации планируют завершить в начале мая. Развитие ситуации будет зависеть от того, насколько быстро компания сможет переориентироваться на другие рынки сбыта и выстроить прямые продажи. В первый торговый день после введения санкций Forbes оценил сокращение состояния Дерипаске на фоне почти пятидесятипроцентного удешевления акций компании на Гонконгской бирже в 1,6 миллиарда долларов, до 3,7 миллиарда. 16 апреля акции компании упали до исторического минимума — 1,64 гонконгского доллара (0,21 американского доллара).