Начиная с рубежа 7-8 вв. и особенно в 9 в. прослеживается ещё одно течение, всё более воздействующее на культурное и художественное развитие стран Балтики, - влияние северо-западной и западноевропейской культур Ирландии, Англии и Франкской державы Меровингов, а затем Каролингов.Для некоторых областей Скандинавии это течение стало определяющим. Не всегда можно выявить его влияние в деталях. Однако несомненно, художественный стиль эпохи викингов в искусстве Скандинавии, представленный великолепными образцами в резьбе усебергского корабля (рис.1), а также бесчисленными произведениями малых форм, своим обликом очень во многом обязан растительным мотивам, почерпнутым из франкского искусства, а так же образу "каролингского льва". В 9-10 вв. эти мотивы слились в скандинавском искусстве с характерным для него ленточным плетением и звериным орнаментом. Однако последний, кажется, в свою очередь формировался в предшествующий, вендельский период (6-8 вв.) под влиянием англосаксонского и особенно ирландско-шотландского кельтского искусства. И континентально-европейская, франкская, и островная, англо-ирландская, зоны оставались источником воздействия на искусство Скандинавии на протяжении всей эпохи викингов вплоть до 11 века. Следующая волна импульсов выявляется в конце эпохи викингов на исходе 10 - начале 11 в., когда в скандинавской орнаментике появляются новые западноевропейские элементы: "маски" и "усики". Две богато украшенные шкатулки из Бамберга и Каменя, причём последняя, несомненно изготовленная на Балтике, демонстрируют эти связи. Наконец, в позднем еллингском стиле распространяется образ большого зверя, полностью заполняющего плоскость изображения; он вытесняет восходящий к предшествующему периоду звериный орнамент. Зверь, изображённый во весь рост, отличается особой монументальностью. Остаётся открытым, правда, вопрос о том, насколько широко распространился в скандинавском искусстве этот новый образ, происхождением своим обязанный континентальному искусству (рис.2)
Мельникова Е. А., "Славяне и Скандинавы"
Начиная с рубежа 7-8 вв. и особенно в 9 в. прослеживается ещё одно течение, всё более воздействующее на культурное и художественное развитие стран Балтики, - влияние северо-западной и западноевропейской культур Ирландии, Англии и Франкской державы Меровингов, а затем Каролингов.Для некоторых областей Скандинавии это течение стало определяющим. Не всегда можно выявить его влияние в деталях. Однако несомненно, художественный стиль эпохи викингов в искусстве Скандинавии, представленный великолепными образцами в резьбе усебергского корабля (рис.1), а также бесчисленными произведениями малых форм, своим обликом очень во многом обязан растительным мотивам, почерпнутым из франкского искусства, а так же образу "каролингского льва". В 9-10 вв. эти мотивы слились в скандинавском искусстве с характерным для него ленточным плетением и звериным орнаментом. Однако последний, кажется, в свою очередь формировался в предшествующий, вендельский период (6-8 вв.) под влиянием англосаксонского и особенно ирландско-шотландского кельтского искусства. И континентально-европейская, франкская, и островная, англо-ирландская, зоны оставались источником воздействия на искусство Скандинавии на протяжении всей эпохи викингов вплоть до 11 века. Следующая волна импульсов выявляется в конце эпохи викингов на исходе 10 - начале 11 в., когда в скандинавской орнаментике появляются новые западноевропейские элементы: "маски" и "усики". Две богато украшенные шкатулки из Бамберга и Каменя, причём последняя, несомненно изготовленная на Балтике, демонстрируют эти связи. Наконец, в позднем еллингском стиле распространяется образ большого зверя, полностью заполняющего плоскость изображения; он вытесняет восходящий к предшествующему периоду звериный орнамент. Зверь, изображённый во весь рост, отличается особой монументальностью. Остаётся открытым, правда, вопрос о том, насколько широко распространился в скандинавском искусстве этот новый образ, происхождением своим обязанный континентальному искусству (рис.2)
Мельникова Е. А., "Славяне и Скандинавы"