Найти тему

Вот идут кипчаки, несут свои нунчаки

Нынешние народы берут начало от них

Читатель, что взглянет на физическую карту Евразии и отыщет на ней Башкортостан, обратит внимание на следующее обстоятельство. Волей судеб стала наша земля своеобразным сердцем Евразии. Ну, судите сами – к самому югу Башкортостана подходят великая евразийская степь, именно здесь самый удобный проход через Уральские горы в степи Приволжья, и далее – в Европу. Именно через наши земли волна за волной шли и шли кочевники- гунны, монголы, многие другие, несть им числа. И как же надо было любить свою землю, чтобы остаться на ней, не только не уйти вослед потоку, а еще и дать приют тем, кто остался, когда схлынул поток. Но так и сложились семь родов башкирских, и сегодня наша речь – о кипчаках.

Кто они, кипчаки?

Древняя история кипчаков неизвестна. Вот что пишет о них академик Р. Кузеев в своей книге «ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ. МОСКВА, НАУКА, 1974». «Вероятно, первое достоверное известие о них относится к середине VIII в.: в надписи на памятнике уйгурскому кагану Моюн-Чуру (другая транскрипция имени — Баянчора), упоминаются “тюрки-кипчаки, которые “властвовали [над нами] пятьдесят лет”. Следовательно, по крайней мере, с конца VII в. кипчаки были жителями Саяно-Алтайского нагорья или же пришельцами сюда с соседних областей». …

В XI веке сырдарьинские и приаральские степи стали именоваться Дешт-и-Кипчак. К концу XI—началу XII в. «кипчакскими степями» стала огромная полоса территории Евразии — от Иртыша до Дуная. Все это – результат возвышения кипчаков.

Что же стало, когда наступили черные времена – нашествие монголов? Вот что пишет академик Кузеев: «Первые сообщения о появлении кипчаков в Башкирии относятся к эпохе начала завоевательного похода монголов в Восточную Европу. Слух о страшной угрозе, опережая монгольский авангард, проник в Дешт-и-Кипчакские степи, и уже одно это привело я движение кочевников. В Лаврентьевской летописи (1229 г.) говорится о массовом движении кипчаков на болгарские земли «перед татары». Аналогичные сведения содержат восточные источники: по Ибн-ал-Асиру, «кипчаки бежали без всякого боя» перед приближением монгольских войск; одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну русских» (Тизенгаузен, 1884, стр. 26). Значительная часть кыпчаков направилась в Приуралье и Поволжье. Об этом сообщает Абу-л-Гази; нарисовав страшную картину разгрома войсками Джучи-хана кипчаков, он завершает рассказ словами: «Те из них, которые спаслись, ушли к иштекам»[то есть башкирам] (Кононов, 1958, стр. 44).

Наши дни

Сегодня кипчаки проживают в Кугарчинском, Кумертауском, Ишимбайском, части Мелеузовского районов республики.

В истории башкирского народа кипчаки занимают не последнее место. Живет в народе легенда о мудрой Бендебике и храбром Еренсе-сэсэсне, об их любви и преданности другу другу. Не случайно одним из послов к русскому царю Ивану Грозному стал Мушавали (Мишэуле) Каракузяк, бий племени Кипчак. В дальнейшем он получил титул князя и в шежере (преданиях) башкир племени Кипчак фигурировал как один из его родоначальников.

Кипчаки активно воевали в Отечественной войне 1812 года. Ууроженец д. Бикечево зауряд-хорунжий Янмурза Ишкильдин был награжден двумя серебряными медалями - "За взятие Парижа 14 марта 1814 года" и "В память войны 1812 года". Стали кавалерами орденов и медалей походный старшина Илембетов Кутлугильде, Кульчурин Мурат, Базанов Хамит и другие.

Кипчаки не остались в стороне и от битв Великой Отечественной войны 1941-45 года. Тринадцать с половиной тысяч человек ушли на фронт только из одного Кугарчинского района, восемь из них стали Героями Советского Союза. Это Миннетдин Аминов, Василий Бекетов, Николай Ежов, Михаил Еремин, Павел Жувасин, Василий Копылов, Суфий Суфьянов и Фаттах Шамгулов. Как видите, среди них – не только башкирские, но и русские, чувашские имена. Беда была общая, и потому противостояли ей все вместе, без разбора, кто какого рода.

В мирное время наследниками сэсэнов стали писательница Зайнаб Биишева, народный артист Российской Федерации Загир Валитов, поэтесса Тамара Ганеева.

Отметим государственную жилку, что присуща кипчакам. Так, соратником Салавата Юлаева был старшина бушман-кипчаков волости Кинзя Арсланов. Одним из виднейших государственных деятелей Башкортостана стал Шагит Худайбердин.

Не секрет, что первый всенародно избранный Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов – тоже выходец из рода кипчаков. На высоких должностях работают заместитель Премьер-министра Правительства РБ — министр культуры и национальной политики РБ Ильдус Илишев, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от РБ Рудик Искужин, секретарь Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан Венир Азнагулов и другие.

Шежере

В шежере Таджетдина Ялсыгула, айлинского башкира, оставившего нам свой труд «Тарих нама-и булгар», после перечисления имен предков есть такая фраза «нынешние народы берут начало от них». Глубокий смысл заложен в ней. При всем том, что мы понимаем, что народы живут своей жизнью, ясно, что в главном все мы – друг другу родня, что нет между нами непроходимых границ, что это важнейшее обстоятельство, определяющее нашу судьбу. Именно потому для всех нас главное- жить в мире и согласии, какому бы ты роду-племени, нации и народности не принадлежал.

КЫПСАK(Кипчак)

Клич (оран) Туксаба

(

Дерево

Карама (Вяз)

Птица

Бёркёт (Беркут)

Тамга

__,/

/ \_

Капkа (ворота)