Мои друзья и подруги живут скучнее, чем мы в театре
Отшумело быстролетящее лето, снова на пороге осень, а это значит – открывается театральный сезон. Думаю, наши читатели ждут- не дождутся, когда снова откроется занавес, и перед нами откроется чудесный мир театра, чудесный по непонятной для нас самих причине, и оттого манящий и желанный.
Так что же – узнаем о театре побольше? Поговорим с человеком, в нем живущим- обитающем? Наш собеседник- заместитель художественного руководителя по творческим и организационным вопросам Русского театра Елена Кондояниди
- Елена Федоровна! А каков круг Ваших обязанностей в театре? Спрашиваю это потому, что мне кажется, нет такого вопроса, которым бы Вам не приходилось заниматься.
- Я сама иногда задумываюсь над этим. Я исполняю обязанности завтруппой, это на мне и осталось, составляю расписание репетиций и спектаклей, репертуарный план тоже на мне, плюс все договора по фестивалям, переговоры о гастролях театра, приглашение режиссеров- это входит в круг моих обязанностей. Самое же трудное- это найти пьесу и режиссера, я этим тоже занимаюсь. Как ни странно, и того, и другого много. Режиссеров и пьес пруд пруди, а поставить нечего и некому.
- Ну давайте и проясним сразу же этот вопрос, в чем тут дело.
Дело в том, что раньше была целая система по выращиванию молодых режиссеров. Их воспитывали в театрах, они ставили свои дипломные спектакли, пробовали, ошибались и так далее. В общем, театр был для них родным домом и смыслом профессии. А теперь они появляются в театре, чтобы поставить дипломный спектакль, привозят свою команду, для них гонорар-это самое главное. Такой подход к профессии развивает в них безответственность, поверхностный подход к профессии.
При этом никто не хочет работать главным режиссером, не хотят взваливать на себя эту ношу ответственности за коллектив, за репертуар и так далее. Вот молодой режиссер приехал, поставил спектакль и … уехал, побывав на первом спектакле, за который режиссеру многое прощается. А дальнейшая судьба «детища» его не волнует, это все ложится на плечи худрука и мои, потому что я тоже слежу за спекталем. Он даже редко звонит, чтобы узнать, как идет спектакль, как принимает публика, как актеры работают.
Вообще режиссеров можно поделить на две части:
А) активные интерпретаторы
Б) вдумчивые читатели.
Первые берут классику и переделывают ее, вкладывая не тот смысл, что был заложен автором. Почему классику- в ней больше граней, чего в молодой драматургии.
А режиссеры- «вдумчивые читатели» - в привычных вещах находят новые смыслы, которые сопрягаются с современностью. Мне они ближе.
А что можно сказать о пьесах и соответственно новых драматургах?
Сегодня очень хочется новой, современной драматургии. Но почему-то никто не может осмыслить современность. Молодежь сегодня ничем не хуже той, что бы была раньше. Может быть, они меньше читают, их к этому делу не приучили, но в театр они вес равно ходят. А темы интересной они не находят для себя.
Есть такое явление – «Новая драма». Я бываю на их семинарах, участвую в читках новых пьес. Но воистину волнующих, трогающих за душу пьес- крайне мало. Макдонаха я еще лет восемь назад предлагала режиссерам. Но тогда он не пошел. А теперь он всем нравится, все его ставят, один за другим. Но эти пьесы есть одно желание эпатировать и все.
К примеру пьеса Марии Ладо «Простая история». Это лубок, понятно, это взрослая сказка, но тем не менее многие театры взяли эту пьесу, потому что это трогательная история, в ней есть все - жизнь, смерть, любовь. Все!
А в новых пьесах, особенно тех, что пропагандирует «Новая драма», происходит одно и то же. Они берут какое-то событие, практически из газетного очерка. Вот убили инженера или еще кого-нибудь, вот кто-то кого--то изнасиловал и началось…
А сюжет расползается к середине. Автор не знает, чем закончить пьесу. Раньше была цензура, и это было плохо. Сегодня все можно, и потому ощущается растерянность. Все уже пресытились развлечениями для дураков. Генетически русский театр не приспособлен для развлечения. Ну не умеем мы мюзиклы ставить, не наше это дело! А вот Бродвей- это восторг, они умеют в наивных сюжетах хорошо существовать.
Когда мы начинаем развлекать, публика начинает скучать. Комедии уже всем надоели, хочется что то для души, для сердца, ведь сегодня театр - самое последнее прибежище от масскультуры.
Но тем не менее театр работает и люди в него ходят. Почему?
Каждый приходит в театр по какой-то своей причине – кто-то ищет свою тему, кто-то на любимых артистов, кто-то хочет посмотреть премьеру, кто-то просто отдохнуть. И это хорошо! Мы хотим, чтобы к нам приходили как на праздник, как в родной дом, чтобы красиво одевались, хорошо выглядели. Ведь это же выход в свет! Но вместе с тем мы хотим, чтобы зрители приходили получать ответы на какие-то очень важные для них вопросы.
От проблем с режиссерами, драматургами и зрителями давайте перейдем к Вам. Хотелось бы узнать, как ВЫ пришли в театр, как все это начиналось?
В театр каждый приходит по своему, это прописная истина. Я родилась в Башкирии, в Павловке. Закончила иняз БГУ, работала переводчиком. Когда приехала в Уфу, единственное место, куда меня взяли без прописки - это был кукольный театр. Я застала эпоху «Белого парохода», в театре работали Штейн, Аюханов. Это было такое оборванное счастье. Мы пахали 24 часа в сутки. Утром я просыпалась с радостной мыслью, что снова иду на работу.
Потом я перешла в Русский театр, вела спектакли, была звукорежиссером, потом завтруппой, и вот теперь заместитель художественного руководителя. Театр я старалась узнать изнутри, это важно – понимать, как работает этот организм.
Да, мне очень повезло. Я даже не представляю, где бы я могла работать. Театр – это безумно интересно. Я думаю, что мои друзья и подруги живут более скучной жизнью. А вот мы в театре- живем интересно.
И все же вернемся к зрителям. Что они увидят в новом сезоне?
Весной у нас родились три премьеры- «Дама- невидимка» П.Кальдерона, дальше «Шум за сценой» М.Флейна и «Сквот» Жана Мари Шевре на малой сцене. В последнем спектакле зрителей ждет дуэт Галины Мидзяевой и Светланы Акимовой.
Мы планируем открыть сезон 17 октября. До конца года постараемся порадовать зрителей двумя детскими спектаклями. Это будут серьезные представления для детей и их родителей. Первый- «Конек- Горбунок». Вторую вещь пока называть не буду – боюсь сглазить. Мы чувствуем себя в долгу перед нашими юными зрителями, а долги надо отдавать.
Мы хотим после ремонта, который скоро должен закончиться, открыть новый сезон праздничным капустником. Хочется, наконец, праздника!
t