Найти тему

Сколько лет Уфе?

Город в истории

Заки Валидов в своих воспоминаниях рассказывал, как он с башкирским войском прибыл в осажденный Юденичем Петроград. С каким изумлением и восторгом полуголодные, изможденные местные жители встретили крепких башкирских воинов, добровольно пришедших к ним на помощь. А уж когда те поделились с ними своими запасами продовольствия, восторгу питерцев не было предела.

Сегодня потомки тех питерцев с чрезвычайной неохотой признают четыре с половиной века общей истории, что является вообще-то прогрессом - ведь в советское время считалось, что история башкирского народа началась в 1917 году.

Однако есть археология – наука, в которой, жонглируя двумя монетками, далеко не уедешь. Существует масса доказательств, начиная с 19 века о том, что город Уфа куда древнее, чем это принято официально. И все же давайте попробуем выяснить. Что такое город в истории, откуда он пошел, что является городом, а что нет. Сегодня на нашем круглом столе свое мнение выскажут ученые – историк Юлдаш Юсупов, научный сотрудник Центра изучения национальных и языковых отношений АН РБ, археологи Нияз Мажитов и Альфия Султанова.

Юлдаш Юсупов

Города возникают при храмовых комплексах, при замках, которые обеспечивают безопасность населения, как торговые поселения. Если есть один из этих факторов- то наличие города безусловно.

Альфия Султанова

Надо иметь в виду, что прежде всего города появляются там, где есть излишки продукции, на которые можно содержать часть населения для производства средств потребления, освободив их от сельского труда. Именно так возникли классические города древности в земледельческих обществах. Но был еще один фактор – река. Вспомним Шумер, Аккад, Египет – все это были речные цивилизации, там нужен был совместный труд людей для противостояния стихии. Властители взяли на себя ответственность за поддержание мира в широком смысле слова, и это дало им власть.

У кочевников – несколько иная ситуация. Тут надо иметь, что чистые кочевники есть в Африке, у них нет никакой политической организации. Евразийские кочевники – это на самом деле полукочевники, люди, которые перекочевывают с летних пастбищ на зимние. Скотоводы таким образом привязаны к определенным территориям, и эта привязанность рождает власть. На местах зимних стоянок таким образом происходит концентрация ресурсов, появляется постоянное население, которое не связано с кочевками, появляется город. Таких укрепленных поселений на Южном Урале много.

В процессе своего бытования города кочевников претерпевали изменения. Так, во времена Орды ханы боялись сепаратизма, поэтому у городов срывали укрепления.

В Европе же современные города появились не ранее 9-12 веков.

Юсупов

Аркаим оброс легендами. Это, безусловно, интереснейший памятник, опорный пункт неизвестной пока цивилизации. Здесь, несомненно, стоял военный гарнизон, который контролировал территорию, все население было, что называется, служивым сословием. Сам город имеет признаки храмового комплекса с сильными оборонительными сооружениями. Это видно из того, что такие города на Южном Урале построены через определенное расстояние друг от друга.

Здесь небольшой культурный слой. По неизвестным пока причинам люди там прожили всего лет 80-100 и ушли в Иран, не став экономическими центрами территории.

Древние города с исчезновением народов и племен, их основавших, как правило, исчезают. Древний город, который мы называем Уфа-2, существовал не менее тысячи лет вплоть до прихода русских в Башкортостан. Доказательства тому многочисленны и найдены не только сегодня, но еще в девятнадцатом веке людьми, понятное дело в этом незаинтересованными.

Это уникальное городище, очень интересное, культурный слой здесь от 3.80 м до 4.20 метра.

Нияз Мажитов

Башкиры такие места называли «кала» - город. Таких городов по Башкортостану нами отыскано более двухсот.

Достаточно приехать в любой район, спросить у стариков, какое место называется «кала». Вонзаешь лопату - там древний город.

Что касается древней Уфы, то это большой, важный объект. Нет ни одного города на Урале с таким культурным слоем, с такими обширными, богатыми некрополями. Все это – единый объект, единый археологический комплекс. Вот здесь мы нашли остатки ювелирной мастерской, откопали десять кусочков золота. В деревне мастерских, понимаете ли, не бывает.

Юлдаш Юсупов

В истории ничего практически не бывает случайно. Так, если речь идет о столицах территорий, то пришлое население чаще всего строит новую столицу, если оно пришло немирным путем. Так было после монгольского нашествия, когда город Булгар был стерт с лица земли и появился город Казань. А вот варяги, пришедшие на Русь, стали править в Киеве, который был и до них.

Что касается Уфы, то здесь видна определенная преемственность. Это географически удобное место. Удобно оно и политически- башкиры привыкли при прежних ханах привозить сюда ясак. Потому русские и не стали строить город заново, они приехали и поселились в Уфе, которая существовала.

Есть свидетельства краеведов, что башкиры продолжали зимовать в Уфе, а летом уходили на кочевку. Об этом писал Рычков со слов Кидраса Муллакаева, старшины минских башкир. Отсюда шла торговая дорога в Сибирь.

Нияз Мажитов

Вот перед вами костяные наконечники стрел. Уровень их обработки показывает, что здесь была косторезная мастерская. Мы откопали огромное количество хазарской керамики, которую тоже не встретишь в древне. В этих кувшинах хранилось вино, масло. Есть остатки среднеазиатской посуды. Здесь улицы выстилались деревянными настилами! Так что здесь жила турбаслинская элита.

Юлдаш Юсупов

У археологов давно уже сложилось убеждение считать это городище древней Уфой. Первым среди профессионалов это сказал М.Обыденнов. Что же касается обывателей, то здесь конечно важен политический фактор. Когда мы говорим о том, что Уфе 1 500 лет, мы имеем в виду единство обоих периодов – башкирского и русского, это знак того, что существует преемственность в развитии города, который живет и будет жить в обстановке терпимости, доверия друг к другу.