Найти тему
Культ Личности

"Социальный певец" Игорь Тальков

Оглавление

Тальков всегда "горел" на сцене. Это был русский певец, который самоотверженно дорожил своей Родиной, воспевая ее в своих песнях.

Его концерты шли в переполненных залах и часто переходили в митинги.

Зритель абсолютно верил ему, ловил каждое его слово, был готов думать, анализировать и делать выводы вместе с ним.

Талькову удавалось главное - пробуждать у людей способность мыслить...

Он никогда не любил себя ассоциировать с эстрадой и всегда поправлял, что он певец социальный, а не лирический.

Детство "примерного мальчика"

"Я в детстве был примерный мальчик,

По всем предметам успевал,

Решал безумные задачи

И все как надо понимал..."

Родители Игоря в полной мере испытали на себе все "прелести" советской власти, проведя в лагерях десять лет: отец был репрессирован и 12 лет провел в Сибири в Орлово-Розово. Мать - с 17 лет как дочь врага народа так же отбывала срок в лагерях.

В одном из таких лагерей в Кемеровской области они и познакомились, где родился старший брат Игоря - Владимир.

После того, как родителей реабилитировали, оказалось, что ни в Пятигорск, ни в Москву, откуда они родом, возвращаться уже не было смысла. Семью матери уничтожили, а у отца отобрали квартиру,предложив восстановить в Москве только прописку. Поэтому,они были вынуждены поселиться в Тульской области, в 200 км от Москвы - в деревне Грецовка (ныне Щекино).

Там Игорь и родился 4 ноября 1956 года, там же прошло его детство и школьные годы.

Жили они очень бедно, по словам самого Игоря:

"Это был обычный барак в 4 стены. Что картошка это гарнир я узнал в 18 лет, когда первый раз посетил ресторан. Я был очень удивлен - до тех пор всегда думал, что картошка это самостоятельное блюдо"

Свою "лагерную" биографию родители тщательно скрывали от Игоря. Правду о прошлом своих родителях он узнал только после смерти отца, уже будучи известным певцом.
Свою "лагерную" биографию родители тщательно скрывали от Игоря. Правду о прошлом своих родителях он узнал только после смерти отца, уже будучи известным певцом.

В детстве Игорь был обычным советским ребенком, очень любил читать, и примерно учился в школе. Но до определенного момента.

Я был примерным мальчиком. Я был хорошим пионером, хорошим комсомольцем. Верил в наши светлые идеалы. А когда столкнулся с реальной жизнью, я в буквальном смысле, разбил себе лоб и стал задумываться, что же происходит? Почему в книгах одно, в школе одно, а в жизни совершенно все другое. И произошла метаморфоза. Я кардинально изменился - из жизнерадостного и правильного мальчика, у которого всегда хорошее настроение, я превратился просто в замкнутого молчаливого совершенно необщительного некоммуникабельного молодого человека..."

Окончательно переосмыслить свои взгляды и поменять жизненную позицию ему помогла армия. Молодой человек больше начал изучать историю государства и понимать всю серьезность многих ситуаций. В армии изменились его идеалы и начался поиск новых жизненных ориентиров...

"Чистые пруды" в карьере Талькова

"У каждого из нас на свете есть места,

Что нам за далью лет все ближе, все дороже,

Там дышится легко, там мира чистота,

Нас делают на миг счастливей и моложе..."

Первые песни Игорь Тальков начал писать еще в юношестве. Его первой композицией была "Мне немного жаль", а сам он считал собственным творческим дебютом балладу "Доля" о судьбе человека, живущего в таком непростом мире. Певец называл эту вещь своим первым профессиональным творением.

Первая популярность пришла к Игорю после его вступления в группу "Электроклуб", где он пел вместе с Ириной Аллегровой. Их дуэт был популярен недолго: Тальков покинул группу из-за того, что знаменитый композитор Давид Тухманов не позволял ему исполнять свои песни.

Но песня того же Тухманова "Чистые пруды" в исполнении Игоря, на тот момент уже попала в передачу "Песня года", и к Талькову пришла настоящая популярность, хотя сам исполнитель был расстроен таким успехом.

Публика долгое время воспринимали его как "лирического героя", и на концертах неизменно требовала "Чистые пруды", а когда он начинал петь другие произведения, то большинство зрителей просто недоумевало. 

Публика не понимала, что эта песня была для него просто долгожданным ключом, который открыл ему ворота на большую сцену, с тем чтобы петь то, что он хотел петь действительно.

"Я нормально отношусь к этой песне. Песня действительно хорошая. Но она сыграла негативную службу, потому что я приобрел известность как лирический герой и меня не хотят другим видеть. Вся беда в этом. Я приезжаю в города и публика пол концерта сидит и совершенно недоумевает - они думают я буду весь в белом, с аккордеоном, буду петь чистые пруды, а я 2 часа им пою совершенно другое"

"Спасательный круг"

" Когда-нибудь, когда устанет зло

Насиловать тебя, едва живую,

И на твое иссохшее чело

Господь слезу уронит дождевую,

Ты выпрямишь свой перебитый стан,

Как прежде, ощутишь себя мессией

И расцветешь на зависть всем врагам.

Несчастная, великая Россия ..."

В 1987 году Игорь создал рок-группу "Спасательный круг", которая сразу же стала популярной. Коллектив гастролировал по всей стране, даря людям надежду и веру в будущее. Большинство песен музыканта написаны на гражданскую тематику, поэтому, чтобы его музыка была правдивой, он ежедневно посещал архив и изучал историю своей страны. 

В то время, как другие исполнители на эстраде пели веселые и легкие песни, Игорь всерьез болел за за свою Родину:

"Все эти песни жизнерадостные и бодрые - это "Пир во время чумы", когда страна погибает в прямом смысле этого слова, а в это время из всех электронагревательных приборов доносятся жизнерадостные песни - это просто издевательство над народом, над страной, я считаю.."

В жизни Игоря многое изменилось с трансляцией песни "Россия" по первому каналу телевидения в программе "До и после полуночи".

Игорь пел в белой рубахе, а за его спиной горела земля, взрывались церкви, был виден силуэт Анны Ахматовой. Эффект от исполнения песни был похож на взрыв бомбы. Людей потрясла эта песня, и сразу же после передачи на телевидение стали звонить зрители. После этой песни к Игорю Талькову пришел колоссальный успех, его начали активно приглашать на гастроли. 

Он прекрасно владел словом, мог часами разговаривать со зрителями, которым нравилось его слушать. Тальков считал, что русский народ оглушен гигантской пропагандисткой дубиной, и что у многих ее жителей мозги запрограммированы так, что вернуть их в нормальное состояние уже невозможно. Таких он считал потерянной частью поколения, но все равно считал необходимым рассказывать правду ради возможности прозрения.

В начале каждого концерта он делал краткий экскурс в историю, чтобы слушатели настроились на определенный лад и поняли, что будет происходить на сцене.

Свою публику он характеризовал так :

"Все мои слушатели - это люди у которых присутствует сердце и главное ум"

Тальков проводил исторические поиски, интересовался соответствующей литературой и всегда точно знал, о чем он собирается спеть. В его домашней библиотеке большую часть занимали исторические книги, репринтные и отснятые на ксероксе издания, перепечатки с запрещенных книг, изданных на Западе, и архивные исторические материалы.

Он постоянно накапливал информацию, при этом сам процесс написания песни происходил молниеносно и неожиданно. Тальков никогда не писал о том, чего не пережил, и никогда не писал по заказу. Именно поэтому его песни всегда волновали слушателей, и каждый из них слышал в текстах Игоря пережитое не только автором, но и им самим. 

Судьба своей страны его потрясала до глубины души. Узнавая правду о настоящем положении дел в России, и о ее прошлом, он просто не мог молчать, надеясь улучшить окружающий его мир. Он взвалил на себя колоссальный труд и невероятную ответственность, пытаясь открыть людям глаза на то, что происходит в стране:

"Наш народ, забитый и затюканный, необходимо будить, будить во что бы то ни стало", - говорил он, всегда спеша.

"Куда ты так спешишь, Игорь?" - спрашивали его.

"Я могу не успеть" - отвечал Тальков.

"Поверженный в бою"

"Я пророчить не берусь

Но точно знаю, что вернусь

Пусть даже через сто веков

В страну не дураков, а гениев"...

Жизнь легендарного певца оборвалась 6 октября 1991 года во время сборного концерта звезд в Санкт-Петербурге в концертном зале "Юбилейный"

По одной из версий певица Азиза не успевала приехать к своему выступлению, поэтому попросила Талькова поменяться с ней очередью выхода на сцену.

Во время беседы музыканта с директором и другом Азизы Игорем Малаховым у них случился конфликт. Когда Малахова вывели из гримерки, к музыканту подбежал его друг концертный директор Валерий Шляфман и сказал, что тот достал револьвер.

Игорь всегда имел при себе газовый пистолет на случай самообороны, он его достал, вышел и сделал в Малахова три выстрела. Уклоняясь, друг Азизы потерял бдительность, чем воспользовались охранники Игоря и обезоружили его. Малахов успел дважды выстрелить, но промахнулся. В потасовке пистолет выпал у него из рук. Сразу после этого случился еще один выстрел, который убил Талькова прямым попаданием в сердце. Револьвер в этот момент был у Шляфмана.

Чей именно выстрел оказался смертельным – Шляфмана или Малахова – спорят до сих пор. Эксперты склоняются к мысли о том, что это был несчастный случай, и певец погиб совершенно случайно.

Но по другой версии вдова Талькова - Татьяна неоднократно заявляла о том, что он был неудобен властям, авторитета которых он никогда не признавал.  Поэтому выдвигалась и такая - убийство певца было организовано спецслужбами, и хотя это не подтвердилось, и сегодня до сих пор многие высказывают подобные предположения. Тем более, что доступ к материалам дела и следствия родственников так и не допустили. А само расследование велось под грифом "Секретно".

Как бы там ни было, наказания за его убийство – непредумышленное или намеренное – никто так и не понес...

"Не бойтесь со мной летать. В авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу никогда не найдут." И. Тальков. Незадолго до гибели.

Игорь Тальков был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Игорь Тальков был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

"Они уходят, выполнив задание

Их отзывают высшие миры.

Неведомые нашему сознанью

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета

Когда в их честь оркестр играет туш

Актеры, музыканты и поэты

Целители уставших наших душ"

После смерти Виктора Цоя, которого он глубоко уважал, Игорь Тальков посвятил ему песню которую так и назвал "Памяти Виктора Цоя"..

В этой песни он отразил боль, прочувствовал уход символов эпохи, которые олицетворяют гордость, свободу и правду.

Знал ли он тогда, что и его творчество не будет забыто даже через 30 лет, и что его песни, если подумать, будут актуальны и в наше время...

Учись у великих людей вместе с нами!

Подписывайся на канал Телеграм Культ Личности