Информация о синдроме Аспергера и аутизме подается так противоречиво, что иногда не понять, в чем эти особенности проявляются и каково их носителям жить в современном мире.
Аутисты в сериалах и в жизни – это разные люди
Например, одна из распространенных версий: все аутисты гениальны. В качестве примера приводят героев книг или кинофильмов (сериалов). Чаще всего у них проблемы с общением, зато как профессионалы они бесподобны. В частности, крайне распространено мнение о том, что программисты с аутизмом – идеальные профессионалы.
А вот специалисты (например, основатели института, обучающего людей с аутизмом разработке приложений для смартфонов) утверждают – «Это заблуждение. Да, некоторые из них могут закончить школу, поступить в колледж и получить ученую степень. Но далеко не все!».
Гэри Мур и Дэн Селек знают, о чем говорят: их сыновья живут с аутизмом. Поэтому данное учебное заведение разрабатывает особые программы для того, чтобы помогать таким людям учиться и находить работу. Крайне важно и то, что здесь проводят тренинги для нейротипичных людей: о том, как живется людям с РАС, как с ними общаться, как сотрудничать.
По словам Г. Мура, многие аутисты не рассказывают о своих особенностях, когда устраиваются на работу. Их это смущает. К сожалению, в нашей стране даже и мыслей о том, чтобы компании думали – как помогать персоналу с расстройствами психики адаптироваться и эффективно работать, не возникало. Россияне даже с депрессией опасаются идти к психиатрам, чтобы на учет не поставили, что уж говорить о правах в трудовой сфере. К тому же в нашей стране далеко не все знают о своих диагнозах, в итоге для коллег и начальства они просто «странные какие-то».
Всемирная организация здравоохранения же утверждает: на планете сегодня около 1% аутистов (с диагнозом), и большая часть их (около 80%) не имеют работы. В России процесс социализации таких людей вообще в зачаточном состоянии, к сожалению.
Хочется верить, что программы по работе с такими людьми, взрослыми и детьми (в первую очередь!) будут появляться и развиваться.
Почему они такие?
Ученые из калифорнийского университета (конкретно - института медицинского и следования неврологических расстройств) проводили различные научные исследования. И последние данные говорят в пользу того, что если обычно у детей в процессе взросления растет количество нейронов в той области мозга, которая связана с социализацией и регуляцией эмоционального поведения, то у лиц с аутизмом этого не происходит.
Зато у детей с РАС больше обычного нейронов в амигдале (миндалевидном теле). Но по мере взросления они теряются.
Группа Синтии Шуман исследовала головной мозг 52 человек, в том числе и с диагнозом аутизм. В итоге у людей-нейротипиков количество нейронов в одной части миндалевидного тела увеличилось более чем на треть, а вот у аутистов все наоборот! В детстве их было больше нормы, а потом количество нейронов в этой зоне уменьшалось. Ученые надеются, что данная информация поможет разрабатывать новые методы лечения нарушений головного мозга.
Методы коррекции детей с аутизмом по методике О. Никольской
В России немало исследователей, занимающихся разработкой методик психокоррекции детей с проблемами психики. В частности, Ольга Никольская с соавторами выпустила уже не одну книгу, где подробно рассказывает о том, на какие группы делят детей согласно степени и сложности проблем, какие отличия между этими группами существуют, какие особенности в работе с каждой из четырех групп нужно учитывать.
Итак, какие группы существуют:
1. К примеру, дети из первой группы не особо чувствительны к прикосновениям и могут даже карабкаться по чужому человеку, как по лестнице. Обращаться к такому малышу по имени вообще не рекомендуется, по крайней мере, в начале общения. Зато можно осторожно пытаться привлечь внимание осторожно производя какие-то иные звуки – имитируя скрип открывающейся двери, «дублируя» жужжание юлы и т.п.
2. Дети, которые отнесены ко второй группе, более других напряжены и боятся (у них часто за плечами опыт госпитализаций). Эти малыши болезненно чувствительны к прикосновениям, голосу и даже взглядам. Поэтому первые контакты должны быть как можно более опосредованными. Таких малышей очень легко испугать, даже разлетающимися мыльными пузырями. Поэтому крайне важно избежать испуга и быть очень внимательным к реакции ребенка.
3. Представители третьей группы на первый взгляд активно ищут общения, втягивая в беседу людей. Но это формальный контакт, который нельзя назвать взаимодействием. Сложность в общении с такими малышами – в том, что нужно принять правила ребенка, но при этом не пытаться активно ему подыгрывать. Задача – остаться благожелательным, но нейтральным слушателем.
4. Пожалуй, проще всего устанавливать контакт с детьми четвертой группы. Это что-то вроде «приручения» застенчивого и робкого малыша. Он чувствует себя в безопасности рядом со своими близкими, и отношения с окружающим миром строит через них, опосредованно. Так же и мы должны подходить к такому ребенку, дозировано и без телесных контактов (малыш обычно на руках у мамы или бабушки).
Если материал оказался вам полезен- подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Так статью увидит большее количество людей.