Аптечный бизнес — пользуется большой популярностью на современном потребительском рынке. Он является достаточно прибыльным, не зависимо от ситуаций в стране, погодных условий и различных форс-мажорных обстоятельств, способных повлиять на предпринимательскую деятельность.
В условиях огромной конкуренции на фармацевтическом рынке начать новый бизнес нелегко, однако при наличии материальных средств и грамотно разработанного проекта можно добиться успеха. Чтобы собственный бизнес развился и стал прибыльным, надо составить грамотный бизнес-план аптеки и следовать его пунктам в процессе открытия.
Выбор направления
Первоначально следует определиться с форматом заведения. В зависимости от суммы средств можно открыть классическую аптеку, аптечный киоск, пункт или мини-маркет. Последний вариант выбирают с перспективными планами в будущем развить свою сеть. Существует важный нюанс: продажа лекарственных средств по рецепту разрешена по закону в аптеках и в аптечных пунктах. Поэтому киоски, который могут торговать только разрешенным ассортиментом считаются малоэффективными и обычно занимаются продажей парафармацевтической продукции — товарами дополнительного аптечного ассортимента.
В последнее время стали распространены аптеки, оборудованные по принципу стандартного супермаркета: в торговом зале расположены стеллажи с товарами, доступными для самостоятельного осмотра покупателем. В ассортименте мини-маркетов предложены: продукция косметического назначения, медицинские приборы, средства личной гигиены и другие товары. Подобрать лекарственный препарат помогает консультант за прилавком. Данная система удобна покупателю и персоналу.
Месторасположение
Самым важным фактором в успехе аптечного бизнеса является месторасположение. При выборе подходящего помещения, надо опираться на следующие критерии:
- заведение должно располагаться поблизости от остановок общественного транспорта и станций метро;
- максимальная проходимость потенциальных клиентов, наблюдается постоянно около торговых центров, магазинов;
- открытие заведения в спальном районе обойдется значительно дешевле, однако отразиться на понижении уровня продаж;
- важно отсутствие поблизости других аптек, являющихся конкурентами;
- помещение должно соответствовать принятым нормам и требованиям контролирующих органов: ПС, СЭС и МЧС.
Помещение
Покупка помещения под аптеку требует значительных финансовых вложений, поэтому его лучше арендовать. Договор аренды, как правило, заключается на 5 лет. Площадь помещения должна составлять от 50 кв. м. и больше. В заведении должны быть оборудованы: помещение для приема препаратов с их дальнейшей распаковкой, комната для администрации, склад, торговый зал, санузел.
Оборудование
Если позволяют финансы, торговое оборудование рациональней изготавливать на заказ. По индивидуальному заказу производители могут изготовить оборудование в соответствии с нормами эргономики, которое будет соблюдать правила эффективного мерчендайзинга. Оригинальная и удобная мебель поможет покупателю легче сориентироваться в поиске нужной продукции и подчеркнет стиль заведения. В список необходимого торгового оборудования входят:
- шкаф аптечный, имеющий ящики для медикаментов;
- вместительный шкаф «накопитель»;
- металлические шкафы — матабоксы с регулируемой опорой и выдвижными подножками, применяемые для хранения различных лекарственных препаратов;
- кассовое рабочее место;
- стеклянная витрина со стороны продавца и покупателя;
- островная пирамида с эконом-панелью;
- стеллаж островной;
- холодильное оборудование, необходимое для хранения лекарственных препаратов при температуре ниже комнатной.
Программное обеспечение
Наличие программного обеспечения крайне необходимо для работы современной аптеки. С его помощью проводится ведение учета препаратов, намного облегчая процесс. Компьютерная программа, помогает определить фармацевту наличие средства в аптеке и его стоимость. При необходимости позволит оформить индивидуальный заказ.
Ассортимент
Чтобы аптеку посещали большее количество покупателей, в ней должен быть широкий ассортимент. Следует ориентироваться в процессе работы на потребительский спрос и предлагать потребителю как новые импортные лекарства и биологические добавки, так и более бюджетные отечественные медикаменты. Успешность бизнеса зависит от наличия выгодных контрактов с фармацевтическими ведущими дистрибьютерами.
Кроме медицинских препаратов, в целях привлечения дополнительного потока покупателей, можно заниматься продажей парафармацевтической продукции: средств по уходу за детьми, детским питанием, чаями, кремами, шампунями и прочими товарами.
Подбор персонала
Важной задачей бизнесмена является подбор персонала заведения. Не так просто найти грамотного и опытного специалиста, поскольку профессия фармацевта сегодня не очень востребована. Поэтоу многие аптечные заведения при открытии набирают штат молодых специалистов, которых обучают самостоятельно. Многому можно научиться в процессе работы, на практике приобретая опыт и знания. Таким образом легче запомнить ассортимент аптечного заведения, чтобы свободно ориентироваться в большом выборе медицинских препаратов.
Правильно построенная кадровая политика поможет привлечь опытных, заинтересованных работников. Добиться максимально высоких продаж можно только с помощью сплоченного коллектива. Поэтому все сотрудники должны работать на одну общую цель – высокие продажи и качественный сервис. Хорошо подобранные кадры, провизоры и фармацевты – это залог успеха, при этом опытный квалифицированный специалист должен быть оценен руководством по достоинству.
Реклама и маркетинг
Для привлечения собственных клиентов, надо принять меры, чтобы сделать аптеку узнаваемой. Проведение рекламных акций и эффективные маркетинговые мероприятия повысят посещаемость заведения:
- продажа двух упаковок медицинских препаратов по цене одной;
- понижение цен на определенные группы товаров;
- распространение брошюр или визитных карточек в аптеке и в ближайших торговых заведениях или центрах;
- реклама в печатных изданиях, на телевидении.
- размещение баннера рядом с заведением, использование витрины в рекламных целях.
Существует эффективный способ стимулирования покупателей аптеки — карточки постоянного клиента, позволяющие покупать товары со скидкой. В работу с персоналом можно включить систему премий за высокий процент продаж.
Статья расходов
Список планируемых расходов, стоимость указана в рублях:
- Аренда помещения под аптеку — 300 000.
- Ремонтные работы — от 50 000.
- Создание первоначального товарного запаса — около 1 000 000.
- Компьютерное обеспечение аптеки — 100 000.
- Регистрация предприятия и закупка кассового оборудования -80 000.
- Закупка торгового, холодильного оборудования — от 600 000.
- Оформление лицензии — 300 000.
- Маркетинг и реклама — 100 000.
- Зарплата, из расчета на сотрудника — от 50 000 и выше.
- Другие расходы — 200 000.
Итого: 2 780 000 рублей.
В среднем, для открытия аптечного заведения необходимы первоначальные капитальные вложения около 3 000 000 рублей.
Статья доходов и рентабельность
Доход аптечного заведения зависит от количества покупателей, которые довольны сервисом, качеством обслуживания, ассортиментом и удовлетворены ценами аптеки. Суточная прибыль может составлять около 10-20 тысяч рублей, что составляет 500-700 тысяч рублей в месяц. Таким образом, аптека окупится за 1,5 года работы и начнет приносить стабильный доход владельцу.