5 мая 1764 г. Екатерина II подписала указ об учреждении Воспитательного общества благородных девиц. В полном согласии с идеалами века Просвещения, новое учебное заведение должно было выпустить из своих стен "новую породу" светских женщин, которые в том же духе воспитают своих детей.
В Смольный институт благородных девиц принимали девочек из дворянских семей с 6 лет. Само обучение длилось 12 лет и было разделено на четыре «возраста» по три года. В зависимости от возраста воспитанницы- «смолянки»должны были носить форменные платья: младшие – кофейного цвета, от 9 до 12 лет – синего, от 12 до 15 лет – голубого и от 15 до 18 лет – белого цвета. С 1765 года в институт стали принимать учениц и других сословий (кроме крепостных).
Институток учили Закону Божьему, арифметике, трем языкам, домоводству, рукоделию, манерам, географии, словесности и ряду других предметов. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости». В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.
Устав института был суров – девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.
Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами – для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.
Институтки вставали в шесть утра и имели строго регламентированный распорядок дня, подчиненный полезности их воспитания: в день могло быть до 8 уроков. Девушек закаляли, поэтому температура в спальнях не превышала 16 градусов, спали они на жестких кроватях и умывались холодной невской водой.
В числе воспитанниц Смольного были и августейшие особы, например, дочери грузинских князей, внучка Шамиля и даже княжны Черногории. Хотя в официальных документах сохранилось высказывание начальницы Смольного княжны Ливен: «С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных», но они определённо образовывали отдельную институтскую «касту». Нося, как и все, «школьную форму» и посещая уроки, «августейшие» смольнянки жили и питались отдельно, в праздники посещали императорскую семью, а каникулы проводили в имении начальницы Смольного.
В очерке Зинаиды Евграфовны Мордвиновой «Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764—1796)» сказано, что устав института предписывал, чтобы «…дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и “вольные действия души”. Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».
Вам тоже кажется, что русское образование потеряло многое с исчезновением подобных заведений?