Найти тему

Что там с прогнозами на топливо?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внимательно следит за заявлениями экспертов российского топливного рынка, стараясь не допустить прогнозов, которые могут вызвать нездоровое возбуждение на АЗС. Только недавно отдел предупредил главу СПРТ Илья Мороз, который объявил о возможности подорожания бензина за пять рублей за литр.

И президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша признался в беседе с РИА Новости, что его тоже неоднократно предупреждали о недопустимости прогнозов цен на моторное топливо. «ФАС считает нас регулятором рынка. В этом есть доля правды», - сказал глава РТС.

Эксперты подтверждают, что ценные публичные оценки и суждения действительно способны влиять на стоимость различных активов. Такие прогнозы, как правило, учитывают спекулянтов в их стратегиях.

«Это можно наблюдать каждый день на биржевых и товарных биржах, где многие отчеты о переходе цен на ценные бумаги вверх или вниз осуществляются частными компаниями. Часто, только для спекулятивных операций», - вспоминал Евгений Ицаков, доцент Департамент управления и предпринимательства факультета экономических и социальных наук Российской академии наук и технологий.

Для FAS одним из приоритетов является предотвращение резких колебаний на топливном рынке. В конце концов, стоимость бензина закладывается в стоимость почти всех товаров и услуг. Таким образом, уровень инфляции напрямую зависит от цен на АЗС.

Однако в прошлом году темпы роста цен на бензин почти утроились - 7,3% против 2,5%. ФАС объяснил: сезонный спрос на нефтепродукты, динамику мировых цен на нефть, рост стоимости промышленности, начало планового ремонта ряда нефтеперерабатывающих заводов и, как следствие, снижение предложения на внутреннем рынке.

Однако ключевым фактором является высокая доля бюджетных сборов. Директор центра тарифного регулирования в сфере энергетики Плеханова Р.Г. Иван Капитонов в качестве примера привел ценовую структуру литра бензина АИ-92. Налоги составляют 65%, затраты на переработку и логистику - 30%. Еще пять процентов - это прибыль заправочной станции.

Консенсус-мнение экспертов в этом отношении таково: рост цен на различные марки бензина напрямую связан с политикой государства. Вскоре после кризиса власти сдерживали рост цен на топливо, поэтому после резкого ослабления рубля в конце 2014 года такого же повышения цен на бензин не произошло.

И теперь, когда страна объявила об улучшении экономической ситуации, начался естественный процесс роста стоимости топлива. Таким образом, постепенный рост цен на бензин и дизельное топливо будет продолжаться, считают эксперты. В конце концов, среди прочего, в текущем году ставки акцизов на топливо увеличатся на 1 рубль за литр.