1918 год. В Западной Европе на фронтах, обильно оснащенных всеми возможными огневыми и инженерными средствами, разворачиваются операции с массированным применением артиллерии всех видов (от траншейных пушек до орудий большой и особой мощности), легких и тяжелых танков, различных родов военной авиации.
Кавалерии в основном приходится сражаться в пешем строю – всадник оказался слишком крупной и уязвимой целью. Сплошной позиционный фронт, медленные способы его «прогрызания», перепаханные снарядами поля не позволяют коннице использовать свое главное преимущество – маневренность.
В это же время на всей территории распавшейся Российской Империи начинается Гражданская война. Боевые действия ведутся на обширном пространстве, где нет сплошных фронтов и определенных линий соприкосновения, тылы не стабильны, фланги уязвимы. По сути, фронт для всех воюющих сторон – по всем направлениям.
При этом противоборствующие армии действуют отдельными отрядами, которые не насыщены автоматическим оружием и артиллерией, механическим транспортом, авиация тоже крайне малочисленна. Масштабы огневого воздействия даже в крупных сражениях редко достигают уровня «обычных» позиционных боев мировой войны – для этого не хватало ни «стволов», ни боеприпасов. В таких условиях кавалерия возвращает себе роль главного средства маневра, более того – ее роль по ходу войны возрастает.
Пулеметы уже стали неотъемлемым вооружением как пехоты, так и кавалерии, причем последней они равно необходимы и в пешем, и в конном строю. Наркомвоен (Народный комиссариат по военным делам) своим приказом от 20.04.1918, дополненным 26 апреля, ввел в штат кавалерийского полка стрелковой дивизии конно-пулеметный экипаж с двумя вьючными пулеметами. Позднее кавполк в стрелковой дивизии отменили, но вернули как кавалерийский дивизион приказом Революционного военного совета Республики (РВСР) в июле 1919 г. Взамен конно-пулеметной команды тепрь в кавалерийском дивизионе было конно-пулеметное подразделение, но также с двумя пулеметами.
Кроме войсковой («дивизионной») кавалерии вновь формируется армейская (отдельные кавалерийские бригады и дивизии) и «стратегическая» (отдельные кавалерийские корпуса, а затем и армии). Конница идет в бой массово и со своими пулеметами. Согласно приказу Наркомвоена от 3.08.1918, кавалерийский полк кавалерийской дивизии состоял из четырех сабельных эскадронов и конно-пулеметной команды 4-пулеметного состава. По штату кавполк имел 1105 или 1221 человека личного состава (из них 660 сабель) при четырех пулеметах. Такое же число пулеметов на то же количество сабельных эскадронов в кавполку предусматривали и штаты кавалерийской дивизии, утвержденные приказом Реввоенсовета Республики от 26 декабря 1918 г.
Значение огня пулеметов на полях Гражданской войны было исключительно важным. В докладе, прочитанном Синиловым в 1927 г. на курсах «Выстрел», говорилось:
«Каждый из нас, покопавшись в своем опыте, найдет ряд примеров, когда пулеметы были единственным прикрытием в наступлении и таким же единственным прикрытием, спасающим положение целых соединений при отступлении». Пулеметы кавалерии, как и пехоты, вели огонь в основном «с грунта», но при этом нуждались в «транспортных средствах», сопоставимых с конницей по скорости передвижения и проходимости по российским дорогам. Штатных средств не хватало. Скажем, в приказе Всеукраинского Центрального военно-революционного комитета о формировании повстанческих дивизий от 22 сентября 1918 г. указывалось: «Пулеметные команды из 12 пулеметов – шесть взводов по два пулемета «максим» в каждом – по одной такой команде на полк. Пулеметы на двуколках или, за неимением таковых, на повозках другого типа... Пулеметные команды к восьми пулеметам «Кольта» конно-вьючным».
Среди «повозок другого типа» оказались и рессорные тачанки. Возить на них пулеметы начали в кавалерии еще в ходе Первой мировой войны, не довольствуясь перевозкой в седельных вьюках, требующей времени на снятие и сборку при подготовке к стрельбе и на разборку и навьючивание при смене позиции.
Инициатором такого применения тачанок считают генерала А. А. Брусилова – тем более что соединения под его командованием воевали на территории Польши и Украины, где тачанки были широко представлены среди «обывательских повозок», к которым приходилось прибегать при недостатке штатных двуколок. Но в ходе позиционной войны такое средство как пулемет на конной повозке не могло найти применения на поле боя – достоинства данного сочетания тут оказывались незначительными, а вероятность поражения при первом же выезде слишком велика. Речь могла идти только о разовых задачах ускоренной перевозки пулеметов к передовым позициям.
Интересно, впрочем, и то, что в 1915 г. в русских кавалерийских полках стали создаваться импровизированные «летучие пулеметные команды», которые в ходе боя с большим риском в прямом смысле слова выбрасывались перед фронтом обороны, чтобы быстро занять позицию и обстрелять выдвинутую полевую артиллерию противника. Будучи главой такой команды 3-го Хоперского казачьего полка в битвах под местечком Таржимехи отличился сотник Шкуро. Вылетев со своей пулеметной командой во фланг цепям германской пехоты и трем батареям, он сорвал атаку противника и удачно поддержал огнем контратаку казаков в пешем строю. Видимо, на этом основании А. Г. Шкуро иногда упоминают как «создателя» пулеметной тачанки, хотя никаких свидетельств применения в тех боях конных повозок нет. Зато во время Гражданской войны тачанки превратились в весьма грозное оружие.