Найти тему

Попавшие в «страну бесов»

В середине позапрошлого столетия удивительное событие случилось, если верить очевидцам, на Британских островах. Оно подробно описано в книге английского этнографа Э. Хартленда, изданной в 1891 году.

Некий крестьянин отправился как-то раз поглядеть на своих овец, пасшихся на лугу. И исчез. Вернулся же он в родной дом лишь спустя три недели. К тому времени уж и его труп перестали разыскивать.

Хартленд приводит такую подробность: в ответ на расспросы взволнованных его возвращением земляков крестьянин бубнил как заводной — мол, отсутствовал он вовсе не три недели, а каких-нибудь, по его личным ощущениям, три часа.

И вот что с ним произошло. На луг, где бродили овцы, крестьянин вышел, наигрывая на ходу какой-то незамысловатый мотив на самодельной флейте. Он был музыкантом-самоучкой, не мыслил своей жизни без дудочки. И вдруг его окружили маленькие человечки, взявшие крестьянина в плотное кольцо.

По его словам, они принялись петь и танцевать. Их пение и танцы подействовали на музыканта магически. Помимо своей воли он все дудел и дудел в дудку и никак не мог остановиться. Когда маленькие человечки натешились вволю, они распрощались с ним, и крестьянину показалось, что он развлекал их никак не более трех часов. В то время как на самом деле прошло много дней.

В «Черновых тетрадях» нашего великого поэта Александра Пушкина можно найти такую загадочную запись: «Жених пропадает три года; невеста его узнает, что должно в лесу в пустой хижине три ночи ночевать, дабы достать его. Находит хижину, около нее ходит, слышит голос его, но не видит входа — видит: ход чертей, между ними и он на дудке играет».

Здесь у Пушкина дана в лапидарной конспективной форме самая сердцевина, квинтэссенция народных представлений о том, что параллельный мир, в котором обитает самая разная нечисть, находится где-то поблизости — где-то буквально рядом с нашим миром. И в этот чудесный мир, в принципе, можно проникнуть.

Такую историю о проникновении туда приводит М. Азадовский в своей монографии «Русские сказки в Карелии. Старые записи». Женщина отправилась на поиски пропавшего мужа. Местный колдун надоумил ее поискать сгинувшего мужика в «стране бесов». И вот чудеса-то: он четко и внятно поведал ей, каким образом можно проникнуть в ту страну.

Женщина хорошо запомнила все, что сказал колдун. Сделала так, как он сказал, и… Короче говоря, она неведомо куда исчезла на ровном месте, а когда из этого неведомого вернулась, то в самой настойчивой форме уверяла земляков, что побывала в «стране бесов».

По ее словам, там перед нею «стали рядами целые их тысячи; платья у всех одноличные, точно с одного плеча, нельзя их различить одного от другого».

В известном сборнике Зиновьева обнаруживается история о происшествии с молодой женщиной из деревни Боты Читинской области, которая, по утверждениям местных жителей, однажды исчезла средь бела дня. Женщина отправилась с ведрами к реке за водой и не вернулась. Поиски пропавшей оказались тщетными.

Спустя два месяца муж исчезнувшей, выходя из своей избы, запер наружную дверь на висячий замок. А когда через два часа вернулся домой и отпер дверь, то обнаружил давно сгинувшую без следа супругу в сенях дома. Женщина лежала в беспамятстве на полу. Мужчина поднял крик, на который сбежались соседи.

Крестьянка Евдокия Рюмкина вспоминает:

— Я тогда маленькой была, тоже ходила смотреть.

Рюмкина слышала собственными ушами рассказ пропавшей о том, что ее увел с собой леший и что она жила у лешего. Рюмкина — реальный свидетель происшествия, в достоверности которого лично у нее нет ни малейшего сомнения.

Ончуков, со слов опять-таки свидетелей аномального события, записал: из деревни Куя на берегу Белого моря «леший унес девушку в Зимну Золотицу, за тридцать верст». Зимна Золотица — лесистый участок безлюдного побережья.

Один крестьянин ехал на оленьей упряжке по санному тракту через Зимну Золотицу. Вдруг слышит, женский плач раздался из лесной чащи. Глядит, а там, за кустами, сидит на пеньке девушка и рыдает. Крестьянин сгреб ее в охапку и привез домой.

Выяснилось, что девушка исчезла из Куй не более двух часов тому назад, и там ее уже стали разыскивать. Девушка утверждала, что ее унес леший. Схватил под мышку и по воздуху унес…

П. Рыбников, в свою очередь, включил в свой хорошо известный всем фольклористам трехтомник быличку, записанную им в конце XIX века в деревне Середка на берегу реки Онеги. Незадолго до прибытия Рыбникова в Середку исчез в этой деревне малолетний ребенок. В буквальном смысле этих слов он растаял в воздухе. Поиски пропавшего ни к чему не привели.

Жители деревни рассказывали фольклористу:

— Месяца через два после этого крестьянин Леонтий Богданов шел из леса и, подходя к дому, увидел: на воротах кто-то колышется. Глядь, сидит на воротах младенец… Пока Леонтий Богданов прохлаждался, рассуждаючи, мальчик сгинул из виду.

Итак, ребенок внезапно появляется ненадолго спустя два месяца после своего исчезновения. Богданов засекает младенца сидящим, удивительное дело, на воротах. Затем ребенок исчезает вновь — теперь окончательно, навсегда.

Ну, будто бы нечистая сила, зазевавшись, упустила в какой-то момент похищенного ею. И малыша тут же как магнитом притянуло к родной деревне. Но в следующую секунду нечисть как бы опамятовалась, спохватившись, и опять умыкнула младенца. Теперь уже — бесповоротно.

Обратите внимание: ребенок дважды исчезал, мгновенно растворялся в воздухе. Как по словам очевидцев часто исчезают на пустом месте НЛО или призраки. Буквально мгновенно растаяв как дым. Аналогия напрашивается.

Впечатление такое, будто здесь используются однородные технологии, включаются сходные механизмы связи между мирами, работают одни и те же — единого образца — каналы, связующие параллельные миры.

В книге итальянского этнографа Э. Биокка рассказывается о судьбе белой женщины Елены, похищенной индейцами. Женщина прожила долгие годы в их племени в бразильских джунглях. Она поведала этнографу, в частности, такой эпизод из своей жизни в индейском племени:

— Как-то раз один мальчик вышел из шалаша и пропал. Мальчика искали три дня. На четвертый решили отправиться к месту, где берет начало один маленький ручей. И вот там родители увидели пропавшего мальчика. Он сидел на стволе дерева. Мать позвала его. Малыш оглянулся и свалился в воду. Они подбежали к стволу, но там никого не было.

На шестой день колдуны объявили, что мальчика украли речные духи — амахини. Эти амахини — маленькие человечки. На следующий день все снова отправились искать малыша. Отец и мать увидели, что малыш сидит на прежнем месте. Отец малыша незаметно подкрался к нему сзади, прыгнул и схватил сына на руки.

Выяснилось, что амахини все время хлестали малыша лианами. Спина, руки и зад у него были все в багровых полосах. Мальчик вырос, но так ничего и не вспомнил из того, что с ним случилось.

Ребенку было в ту пору около трех лет, а отсутствовал он более шести суток. Где он был? Чем питался в течение шести суток?

Вернемся к рассказу про наблюдение исчезновения маленького мальчика Леонтием Богдановым из деревни Середка. Допустим, его рассказ — не плод фантазии. В этом случае возникает вопрос: каким образом земной младенец сумел выжить в течение двух месяцев в некоем, допустим, параллельном мире? Чем питался там?

-2

-3