- Одиночество и безделье располагают к самоанализу. Я пытался разобраться, почему так себя ненавижу.
– Нет, Эндер.
– Не говори: «Нет, Эндер». Мне когда-то потребовалось много времени, чтобы догадаться, но поверь, я ненавидел себя. И ненавижу… Всё сводится к одному: вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему. Видимо, невозможно узнать кого-то, вникнуть в его желания и веру, не полюбив, как он любит себя. И в этот самый миг любви…
– Ты побеждаешь.
На волне обзоров на обе версии «Первому игроку приготовиться» решил вспомнить о книге, которую начал читать минут через 10 после Эрнеста Клайна. Да еще и фильм пересмотрел, и о нём тоже напишу.
Роман «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда считается одной из лучших фантастических книг, входит во всевозможные топы сей литературы по версии огромного количества издательств, где обычно занимает место в тройке лидеров. Также книга получила заодин год две самые престижные премии — «Хьюго» и «Ньебулу» и имеет целую серию продолжений. Вторую книгу (она считается единственной, что держит хороший уровень из всего цикла) в бумажном варианте я все еще не могу найти в онлайн/офлайн-магазинах, что доводит меня до печали и плачу по ночам в подушку. И вот почему.
На первый взгляд это просто история про мальчика-гения, которого бросают в череду трудностей, из которых ему нужно выбраться, преодолеть себя, уничтожить свой страх, чтобы стать совершенным. Совершенным стратегом. Командиром всего Космического Флота. Ведь грядет очередная война с жукерами — инопланетной расой, которая десятилетиями ранее напала на Землю. Только чудом планету удалось спасти. И вот, скоро новая битва, и кто-то должен встать у руля и повести за собой войска. Чтобы победить. Чтобы выжить.
Эндер Виггин — третий ребенок в семье, фактически был рожден для участия в программе подготовки боевых офицеров Флота. После столкновения с жукерами военные решили, что нужно использовать способности детей для достижения превосходства в бою. Ведь они более умные, бесстрашные и жестокие, чем взрослые. И главный герой — один из таких детей.
Единственный сын, который смог пройти проверку и оказаться в боевой школе. Тот, кого наверху аппарата управления армией считают будущим спасителем Земли. У него есть правило: победить в бою — не значит выиграть войну. И не важно, качается ли это отпора хулиганам или управления огромным космическим кораблем. Он всегда способен найти действенный и неожиданный метод, чтобы достичь необходимой цели. Но ему мешают доброта и привязанность к семье. Особенно к сестре, Валентине.
Мы видим отдельный промежуток жизни главного героя, становление его пути. Здесь он встречает разных людей — иногда брата-психопата, иногда командира-дурака. А иногда друзей, которые становятся частью его команды и помогают Эндеру приблизится к цели, поставленной ему высшими чинами. Большинство героев здесь сродни манекенам. Они всего лишь винтики в огромной военной машине. Но главные персонажи нисколько не похожи на них. Они, также как и Эндер, готовы придти на помощь даже в безвыходной ситуации и умеют принимать нестандартные решения. За это их и ценит командование.
Если честно, книга весьма мрачная. Всё её естество наполнено атмосферой надвигающейся катастрофы. И пока наша дружная компания движется вперед по сюжету, нагнетается обстановка безвыходности и одновременное чувство, что что-то здесь не так. Вся история наполнена ощущением, что Эндер идет к цели, которую ему навязали и что можно изменить мир по-другому.
Вышесказанное и есть идея романа — можно решить вопрос диалогом, не дракой. Можно найти компромисс. Но для этого нужно знать, чего хочет тот, кто на той стороне. Хулиган, командир-дурак, жукер — у всех есть цель. Но мы воспринимает их только так, как хотим воспринимать. А если оппонент не может общаться с нами посредством языка?
В книге очень много крутых сюжетных поворотов и интересных твистов. Финал же — то, за что все любят и признают это несомненно культовое и очень глубокое произведение литературы. И мне жаль, что я сначала посмотрел экранизацию и знал, чем закончится книга. Но без фильма с Эйсой Баттерфильдом я возможно и не взялся бы за чтение, а много времени позже пожалел об этом.