NB! Это вторая статья по Посланию к Филиппийцам (первая здесь, ссылка есть также в конце статьи).
Люди любят искренность и естественность в общении, но, как правило, ведут себя неискренне и неестественно, потому что на практике мы сталкиваемся с неадекватной реакцией на такое поведение. Добрые друзья, любящие супруги, коллеги, объединённые общей идеей получают удовольствие от такой, казалось бы, простой вещи, как приветствие друг друга особым образом. Кто-то придумывает специальные жесты, кто-то использует продолжительные похлопывания по спине, но по приветствию очень хорошо видно отношение людей друг к другу.
«Встречают по одёжке…», - говорит известная народная мудрость, и речь, конечно, не только о предметах гардероба, но и о том, какое у человека лицо, внешний вид и внутреннее расположение. Христиане, ученики Иисуса Христа, должны понимать, с каким отношением приветствовать друг друга. И чтобы немного разобраться в этой теме, рассмотрим приветствие Послания к Филиппийцам (обзор Послания здесь), которое мы будем изучать в ближайшее время - стих за стихом, глава за главой, чтобы проникнуться главной темой этого Послания - радость жизни во Христе.
Учитывая опыт предыдущего изучения, касающегося Великого Поста (ссылка на первый пост), мы будем стараться не гнаться за тем, чтобы выкладывать материалы по теме каждый день, но чтобы изучение было глубоким и сделанным с должным отношением и проникновением в суть богодухновенного текста. Конечно, каждый день изучения об Иисусе Христе во время Великого Поста был промолен и делался с должным усердием, в данном случае мы не поставили себе ограничительных рамок, чтобы попробовать несколько иной график движения.
Для тех, кто пропустил этот цикл (или некоторые его части) мы планируем издать книгу (пожертвовать на издание можете через форму снизу, написав в назначении платежа «На книгу о Посте» или что-то подобное). В зависимости от размера пожертвований можно будет издать электронную версию, печатную книгу и аудиокнигу. Следите за нашим каналом, вскоре будут выложены примерные суммы, необходимые на издание и прочие материалы.
Но вернёмся к Филиппийцам и прочитаем первые два стиха этого Послания - приветствие апостола Павла:
Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа,
всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
(Послание к Филиппийцам 1:1-2)
Эти два стиха можно предварительно разбить на три логические единицы, в каждой из которых упоминается Иисус Христос. И это главная мысль Евангелия - Доброй Вести о спасении - что в центре всего именно Он, воплощённое Слово, Сын Божий, Спаситель, Ходатай, Первосвященник… «...Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.» (Послание к Римлянам 11:36).
Рабы Иисуса Христа
Если кто-то скажет, что быть рабом - это радостно и здорово - его сочтут, мягко говоря, неадекватным человеком, однако есть одно рабство (или служение), которое приносит настоящую радость и покой. Δοῦλοι (гр.дУлой) - множественное число слова δοῦλος (гр.дУлос), которым, как правило обозначали слуг, рабов, невольников, подчинённых или зависимых людей, порой подчёркивая их грубое и низкое происхождение. Софокл, например, использовал это слово, говоря о людях, готовых угождать окружающим - «рабы всех» - δοũλος των πέλας, то есть этим словом указывалось на то, что человек не просто является чьим-то подчинённым, но всё его поведение определяется желанием угодить своему господину или тому, что его делает рабом, например, «рабом обстоятельств».
Павел и Тимофей, в общем имели все основания чувствовать себя униженно. Павел гнал церковь, одобрил убийство Стефана, да и вообще в Послании Коринфянам он называет себя «наименьшим из апостолов» и даже «извергом» (на греческом вообще употребляется слово ἔκτρομα - Эктрома - выкидыш, недоносок), потому что ему Иисус явился уже после воскресения, и он вообще считает, что не должен быть апостолом. Он некоторая аномалия, впрочем созданная по воле Божьей и Его милости.
У Тимофея, в общем, тоже были поводы для беспокойства- у него был отец - грек, что могло осуждаться некоторыми особо ревностными ценителями чистоты еврейской нации. Впрочем, Павел его называет в своих посланиях «сотрудником», «возлюбленным в Господе сыном», «братом», «служителем Божьим», «сыном в вере», они вместе с Силой (Силуаном) много послужили Церкви Христовой. И, тем не менее, они несмотря на свои заслуги всё-таки оставались рабами Иисуса Христа, именно Ему они старались угодить.
Каждому служителю в церкви стоит помнить о том, кто они такие, Кому они должны угождать и перед Кем отчитываться. К сожалению, во все времена - и даже в апостольские! - были люди, которые, будучи поставлены на пасторское служение, вели себя как господа, которые имеют власть приказывать и заставлять подчиняться своей воле (вспомните Диотрефа, о котором пишет Иоанн в своём послании!).
Итак, Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа призывают нас тоже вступить в это добровольное рабство и подчинение Господу!
Святые во Христе Иисусе
Святость - это удивительное слово, это потрясающее состояние, которое непохоже ни на что другое. Греческое слово ἅγιος (хАгиос) и «кадэш» на иврите говорят о том, что в святости происходит отделение человека от этого мира и присоединение к Богу. Конечно, внешне люди не сильно отличаются, их лица не светятся как у Моисея, но есть другой свет, о котором Господь говорит, рассказывая о светильнике, который зажигается, когда появляется вера. Надо сказать, что в этом повелении есть и предупреждение - этот свет может погаснуть, если его скрывать.
Человек не может стать святым сам по себе, не существует такой ценности, которая могла бы быть равнозначной совершённым в Адаме и после него преступлениям. Но благодаря Христу и во Христе по благодати Божьей, через Кровь Агнца произошло очищение и освящение человечества.
Человек одновременно находится в Филиппах, Москве, Лос-Анджелесе, Токио или в Алжире физически, но сердце верующего находится во Христе, чтобы прославлять Его, живя святой и непорочной жизнью. Очень важно и то, что во Христе должно быть единство - апостолов, епископов, дьяконов и тех, кто находится под их попечением. И это тоже Божье постановление и Его закон - во Христе все служат Ему, нет более или менее значимых частей Его Тела - епископ и простой прихожанин равны, потому что они дети Божьи, как много бы не делал первый и как мало бы не служил второй. Это сильно отличается от того, что проповедует этот мир, есть много проблем со смирением у пастырей, а также с уважением к пастырям.
Но Павел не разделяет никого - для него все рабы Господни, святые во Иисусе Христе. И мы должны вооружиться стремлением к святости и единству в Господе!
Благословения Божьи
Заканчивается приветствие пожеланиями мира и благодати от Бога. Это то, что можно получить только от Него, и это самая большая драгоценность в этой жизни.
Благодать (χάρις - гр. хАрис) - незаслуженный дар Божий и сила, которой Он действует в жизни верующих. Ангел возвестил Деве Марии, что она обрела благодать, получив удивительное известие о грядущем через неё Спасителе мира. И последние слова последней книги Нового Завета говорят о благодати Господа Иисуса Христа со всеми верующими. Это слово встречается в Новом Завете почти 150 раз, и неспроста - это движущая сила этого мира.
Мир (εἰρήνη - гр.эйрЭнэ - мир, безопасность, покой, благополучие) - это следствие действия благодати. Именно в Господе человек обретает неземное спокойствие, хотя в жизни всё может складываться не совсем безоблачно. Тяжёлые испытания, болезни, конфликты, гонения, бедность сопровождают верующих во все времена, впрочем, не всех, потому что Господь милостив. У христианина есть надежда, которая не обманет, надежда на небесах, сокровища неземные, которые хранятся в самом надёжном месте.
Итак, во Христе верующий обретает небесное спокойствие и находится не под законом, а под благодатью, которая действует через Дух Святой и Таинства и, вероятно ещё как-то, потому что Господь не ограничен в Своих делах. Пусть это будет надёжным основанием и опорой во всех испытаниях и искушениях, чтобы нам выстоять и не споткнуться.
Апостол Павел начинает «послание радости» с вдохновляющего приветствия, в котором содержатся три основания для радости - радость подчинения и служения Иисусу Христу, радость святости и чистоты во Христе и радость от великих благословений Божьих - мира и благодати.
Приветствуйте друг друга с радостью Христовой!
Автор: Марат Загидуллин (обзор Послания к Филиппийцам здесь, следующая здесь).
Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.
Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).