В репертуаре издательства «Манн, Иванов и Фербер» появляется все больше комиксов, посвященных вопросам истории, науки и искусства. Одной из самых запоминающихся в ряду подобных работ стала книга Сальва Рубио и Рикардо Эфа «Моне. По ту сторону холста», в которой представляется история жизни Оскара Клода Моне — великого французского живописца, оставившего заметный след в истории мирового искусства.
Клод Моне — удивительный человек! Он одним из первых решил отказаться от академической манеры написания картин. Ему хотелось изображать мир таким, каким он видел его сам — только реализм, без преувеличений и стремления идеализировать образ на холсте. Первостепенное значение для художника имел свет. Потому один из самых известных его циклов картин составляют изображения Руанского собора в разное время суток — на этих полотнах Моне старался запечатлеть игру света на пиках и башнях этого величественного сооружения. Это трепетное отношение художника к свету и постарались передать создатели комикса.
Книга начинается со значимого события в жизни Моне: ему предстоит пережить операцию по удалению катаракты, которая затронула оба его глаза. И он задается единственным вопросом: «Что делать, если я целых три дня не смогу видеть?» В остальной части комикса рассказывается о прошлом Моне: о его ранних карикатурах, знакомстве живописца с учителем Эженом Буденом, переезде в Париж, формировании круга импрессионистов, отношениях с Камиллой Донсье, первой женой художника и моделью множества его полотен… И я перечислил лишь немногие события из тех, о которых пойдет речь в комиксе.
Сценарист описывает все взлеты и падения, которые пришлось пережить великому творцу от рождения до смерти. При этом он не оставляет читателю роль обычного наблюдателя, а дает ему возможность проникнуть в память Клода Моне и узнать его историю из первых рук. В книге мало диалогов, и повествование ведется в основном от лица самого художника. Однако авторы предупреждают, что созданная ими история не является полностью достоверной — материалы, положенные в основу комикса, собирались из большого количества источников, многие из которых часто противоречили друг другу. Я некоторое время изучал импрессионизм и интересовался жизнью Моне и Ренуара, но благодаря комиксу я открыл для себя немало того, что раньше мне не было известно.
Единственная заслуга сценариста комикса, Сальва Рубио, состоит в том, что он собрал информацию, систематизировал ее, объединил обнаруженные им факты в увлекательный сюжет и интересно их подал. Но большего от него и не требовалось. В книге нет нагромождения сюжетных линий, логических нестыковок или непроработанных персонажей. Героев мы видим такими, какими они сохранились в памяти современников Клода Моне, в книгах по истории искусства и культурологических работах об импрессионизме и живописи вообще. Сценарист собрал эти воспоминания, удалил лишнее и выставил главного героя и его окружение на первый план. Второстепенные персонажи тоже не лишены индивидуальности, хотя зачастую нам показывают лишь одну из их черт. Но мы видим, как эта черта и обладающий ей персонаж повлияли на живописца, которого, согласно общественному мнению того времени, можно считать основателем импрессионизма и предводителем бунта, навсегда изменившего живопись.
Работа художника, Рикарда Эфа, впечатлила меня намного сильнее. Он старался придерживаться импрессионистской манеры рисунка и следовать главному правилу этого направления живописи: пиши так, как видишь, свет — вот то, что должно тебя интересовать. В формате комикса непросто передать все особенности такого рисунка, потому эта миниатюрная техника, скорее всего, придется по душе не каждому, но лично мне она понравилась.
Самое главное достоинство комикса — огромное количество картин, которые использованы в нем в качестве референса. Нам показывают, как художник работал, как располагались во время творческого процесса его модели, с какими трудностями ему приходилось сталкиваться. К примеру, даже самый обычный дождь может испортить картину художника, ведь полотно просто невозможно успеть занести в дом, если его размер составляет два на три метра.
Таких деталей в комиксе достаточно, чтобы читатель смог погрузиться в чудесный мир живописи, не вставая с дивана. Кроме того, «Моне» — это одно из немногих произведений графической литературы, в котором художнику удалось передать ощущение времени в одной панели. Подобное я встречал только в работах МакКлауда и Томпсона.
Книга Рубио и Эфа — отличное начало для знакомства с миром живописи и искусства в целом. «Моне» — это рассказ о жизни удивительного человека, в которой нашлось место как ярким, так и блеклым краскам, его успехе, неудачах, убеждениях и огромном влиянии, оказанном им на мир, общество и культуру.