Найти в Дзене
muntaqa.info

Обретает ли статус сподвижника тот, кто увидел пророка, мир ему и благословение Аллаха, после его смерти или во сне?

Писал имам, мухаддис, хафиз Абу аль-Хейр Мухаммад ибн Абдуррахман ас-Сахави аш-Шафии:

"Меня спросили: определении сподвижника сказано, что "это тот, кто увидел (пророка, мир ему и благословение Аллаха)..." Входит ли в это определение тот, кто увидел пророка, мир ему и благословение Аллаха во сне? Или тот, кто увидел его после его смерти? Как произошло с поэтом Абу Зуайбом аль-Хузали, который, когда к нему дошла новость о болезни пророка, мир ему и благословение Аллаха, отправился в путь к нему, но незадолго до его прибытия в Медину, пророк, мир ему и благословение Аллаха, умер. Абу Зуайб прибыл еще до того, как пророку, мир ему и благословение Аллаха, сделали большое омовение (гусль). И он же присутствовал на собрании под навесом Бани Са'ида и во время присяги Абу Бакру. Затем он совершил (похоронную) молитву над посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, видел его завернутым и присутствовал при захоронении. Считается такой сподвижником или нет?"

И я ответил: что касается первой ситуации (с видением во сне), то аль-Булькыни указал на то, что она входит в определение сподвижника, и что нужно добавить в определение условие, посредством которого эта ситуация исключалась бы из него. И наш шейх (Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии) ясно высказался, что такой человек не считается сподвижником, ведь даже если он действительно увидел его (во сне), то это возвращается к вопросам о смыслах, а не к положениям, относящимся к этой жизни. И поэтому он не обязан поступать в соответствии с тем, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел ему в таком (его) состоянии (т.е. во сне).

А что касается второй ситуации (с видением после смерти), то аль-Алляи (Саляхуддин Абу Саид аш-Шафии) сказал: "Не будет чем-то маловероятным возможность присуждения такому человеку положения сподвижничества из-за того достоинства, которое выпало ему из видения пророка, мир ему и благословение Аллаха, до захоронения и совершения молитвы над ним". Также сказал: "И это более уместно, чем отнесение к числу сподвижников современника (пророка, мир ему и благословение Аллаха), который не видел его вообще, или младенца, который родился при его жизни".

И сказал наш шейх (Ибн Хаджар): "Более весомо то, что он не является сподвижником. Если не сказать так, то выйдет, что к сподвижникам будет отнесен всякий, кому случится увидеть его благородное тело в его почитаемой могиле, даже если это произойдет в наше время. Поэтому, кому из праведников (аулия) он будет раскрыт (видимо, посредством божественного озарения), и он (праведник) увидит его, или если это произойдет посредством чудесного дара (карамат), то ведь довод того, кто утвердил статус сподвижника для увидевшего (пророка, мир ему и благословение Аллаха) до захоронения, заключается в том, что он (т.е. пророк, мир ему и благословение Аллаха) продолжает жить (после смерти). Но поскольку эта жизнь не мирская, а загробная, то с ней не связываются положения этой (мирской) жизни. Шахиды тоже живы, но, вместе с тем, положения, которые относятся к ним, это те же положения, которые относятся к другим умершим".
И упомянул его (Ибн Хаджара) шейх аль-Изз ибн Джама'а (аш-Шафии) в объяснении "Улюм аль-хадис", передавая от некоторых ученых, что явно то, что к условиям (сподвижника) относится видение пророка, мир ему и благословение Аллаха, при его жизни, поскольку пророчество прервалось с его смертью, мир ему и благословение Аллаха. И сказал:
"Это нуждается в исследовании и осмыслении".
И Аллах лучше знает".

См. "Аль-Аджвиба аль-мардыя" 1/203-204.
____________________

Источник: https://muntaqa.info/status
Телеграм-бот:
http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh