В июле 2016 года был принят Федеральным Собранием Российской Федерации так называемый «Пакет Яровой», который, в частности, обязал всякий сервис, действующий на территории Российской Федерации, хранить персональные данные пользователей на территории самой же Российской Федерации. Помимо этого довольно необоснованного требования, есть ещё ряд очень «интересных» предписаний, о которых тоже стоит поговорить, но уже в рамках другой статьи.
«Пакет Яровой» обязывает организаторов распространения информации в интернете декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику.
Ключи шифрования и Telegram.
Тема уже избитая, но сами сервисы никак не имеют доступа к ключам шифрования при использовании технологии end-to-end (технологии конечного шифрования). Ключи шифрования генерируется на устройстве-отправителе и на принимающем устройстве. Больше такого ключа нет нигде. Чисто физически. Ровно как и нет технической возможности у сервиса предоставить этот самый ключ. Отсюда следует, что доступ к переписке можно получить либо физически завладев устройством, либо каким-нибудь другим путём, который никак уже не завязан на предоставлении каких-то данных и сведений самим сервисом-месенджером.
Казалось бы, всё довольно просто. Конечное шифрование, только на двух устройствах, нет технической возможности… Но нет. Государственные деятели различных рангов и чинов высказываются за блокировку «ужасного месенджера для террористов и наркоторговцев» - Telegram по причине непредоставления тех самых ключей шифрования (которые, как говорилось выше, предоставить просто технически невозможно).
Ну можно же было выбрать какое-нибудь другое основание блокировки. Что-то более адекватное (хотя, всё равно сложно представить, за что можно блокировать простой месенджер).
Со стороны всё выглядит так, будто бы закон, устанавливающий основания блокировки Telegram, был принят отчасти только для того, чтобы блокировать направо и налево. К слову, на том же основании можно ограничить доступ и к Vibier, Facebook, WatsApp, только вот про них почему-то никто не говорит. Странно, не правда ли?
Что получает РКН?
Вникнув в суть ситуации, так и не смог найти хоть какую-нибудь отдалённо разумную причину для РКН (РосКомНадзор) ограничивать доступ к Telegram’у. Чем-то напоминает историю с ограничением доступа к торрент-трекерами, аудитория которых даже росла какое-то время после блокировки.
Либо причину стоит искать не здесь, либо просто уже готовиться к тотальной блокировке вообще всего, что только можно заблокировать.
Последствия для Павла Дурова и Telegram.
Почему-то слово «последствия» принято употреблять в отрицательном контексте. Тут же ничего отрицательного нет.
Сам Павел отказом сотрудничать с ФСБ дал понять всему миру, что ставит приватность и тайну переписку выше всего. Хорошая реклама, не правда ли? И всё это на фоне скорого ICO криптовалюты Gram от Павла Дурова.
Что мы теряем?
Ничего.
Есть прокси-сервер, позволяющий обходить ограничение доступа (ссылка на прокси сервер взята из сообщения из сообщения от бота @FCK_RKN_bot в Telegram). Подтверждаем подключение через прокси-сервер и всё. Пользуемся и радуемся.
Пока самое стабильное и быстрое, что нашёл.
Заботься о своём будущем – ставь прокси заранее!