Найти тему
ушлый перекуп

Обязанности/трудовые будни менеджера по продажам.

Из названия можно понять, что главная обязанность менеджера - продавать товар. Чем же он отличается от продавца на рынке или в продуктовом магазине?

Менеджер, как правило, работает в офисе, принимает заказы по электронной почте, через сайт или по телефону. Самое нелюбимое занятие менеджера - поиск новых клиентов! И чаще всего - через холодный обзвон. Я сам это ненавижу!

Например, в нашей компании основными клиентами являются строительные компании, которые покупают наш товар (трубы). Расскажу про свой опыт. Как только я устроился на фирму, ещё не было клиентской базы и сайт был нераскручен (звонков и заявок не было), поэтому наш директор заставлял нас искать в интернете контакты строительных компаний и звонить им - рассказывать о нашей компании, предлагать свой товар. Разумеется, на второй день работы мы совсем не разбирались в товаре и тупо стеснялись/смущались общаться по телефону с незнакомыми людьми на незнакомую тему.

Каждый менеджер (нас было трое) написал себе свой скрипт звонка. Мой скрипт звучал так: "Добрый день, меня зовут Ренат, компания "Гибкие трубы", мы занимаемся оптовой торговлей пластиковых труб и комплектующих для инженерных сетей. Скажите, есть ли у Вас сейчас потребности по таким материалам?" Если после всего сказанного на том конце провода ещё не звучали короткие гудки, это была большая удача. Дальше, теоретически, можно было услышать два ответа: "спасибо, нам ничего не надо" или "отлично, пришлите пожалуйста свой прайс-лист, мы его сохраним, а Ваш контакт добавим к себе в базу поставщиков". В реальности, второй вариант ни разу не случался! Так что, услышав негативный ответ, я говорил следующее: "сообщите пожалуйста Ваш e-mail, я пришлю информацию о нашей компании, и если у Вас появятся потребности по нашим товарам, то Вы будете знать, куда обратиться". В 50% мне давали e-mail, на который я отправлял своё письмо. Открывали ли моё письмо, история умалчивает.

Однажды я всё-таки выцепил горячую заявку на таком обзвоне, нашёл требуемый товар и предложил клиенту, но его не устроила цена и сделка не состоялась. У других менеджеров была аналогичная история.

Через пару недель директор понял, что продаж нихера нет, и прибыли тоже нет. Зато есть аренда за офис и склад и минимальные оклады менеджерам. Призадумался и решил закрыть контору ко всем чертям, а менеджеров-неудачников разогнать. Но потом покурил, успокоился и придумал решение - взять кредит на развитие бизнеса. Так он и сделал, мы остались на плаву. Но одного менеджера (самое слабое звено) он всё-таки попросил уволиться. Это был я... Шучу! Это был мой товарищ, с которым я работал на предыдущей работе и который как раз меня пригласил с собой сюда и порекомендовал директору мою кандидатуру. Ну, как говорится, дружба-дружбой, а табачок - врозь! В общем избавились от балласта и поплыли дальше.

Скоро подраскрутился сайт и мы перестали заниматься бесполезными холодными звонками, появились входящие заявки (звонки, письма). Так вот, я отвлекся от темы, сорри! Что там еще про менеджера можно рассказать... Менеджер должен общаться с клиентом (консультировать по товарам/услугам) по телефону или с помощью e-mail. Иногда бывают и живые встречи, но редко.

Также менеджер должен уметь работать в crm-системе (у нас, как и у большинства такой программой является 1С): создавать номенклатуры товаров, выписывать счета на оплату и тому подобное. Когда я устраивался, я в 1С совсем не шарил. Но Леха (так звали нашего директора) сказал, что научит, и слово своё сдержал.

Ещё в обязанности менеджера-перекупа входит закупка товара (поиск поставщика, переговоры, снижение цены). Ну и в мелких конторах (типа нашей) менеджерам иногда приходится трудиться на складе -разгрузить/погрузить товар. Моё любимое занятие было - считать болты и гайки. Покупали мы их в килограммах, а продавали штуками. В такие моменты я думал:"Чёрт, и я ради этого учился 5 лет на экономиста!?" Впрочем считать я любил с самого детства. Сейчас я больше всего люблю считать деньги, особенно крупные купюры!

Ну и забыл про самое главное! Так как менеджер - главный представитель офисного планктона, то обязательным занятием (не связанным с основными обязанностями) является изучение интернета, сидение в соц.сетях и месенджерах, реже - чтение книг. И на десерт - то, без чего менеджер - не менеджер - это поболтать с коллегами "ниочем", выпить 5 чашек чая/кофе за день и выкурить пачку сигарет. Как то так!)