Найти тему
Полка с пластинками

Кино "Ночь"

Оглавление
И эта ночь и ее электрический свет бьет мне в глаза
И эта ночь и ее электрический дождь бьет мне в окно
И эта ночь и ее электрический голос манит меня к себе
И я не знаю, как мне прожить следующий день
Кино "Ночь"

Сегодня достаём с полки альбом группы Кино "Ночь" 1986 года.

Любите ли вы ночь так, как люблю её я? Это самое таинственное и романтичное время суток всегда занимало особое место в творчестве Виктора Цоя и, как мне кажется, символично, что именно оно дало имя пластинке, ставшей переломной в истории группы Кино. Альбом "Ночь" окончательно вывел коллектив из подполья и сделал его популярным далеко за пределами рок-сообщества. Но не всё великое получается просто - пластинка эта рождалась на свет долго и мучительно, и в итоге принесла своим создателям не только положительные эмоции. Давайте послушаем этот самый непростой альбом группы Кино.

История альбома

В марте 1985 года Кино выступили на третьем ежегодном фестивале Ленинградского рок-клуба, где год назад произвели фурор в качестве дебютантов. Группа не только снова стала лауреатом фестиваля, но и получила специальный приз "За артистизм". Цой вдруг отложил гитару, с которой обычно неподвижно стоял на сцене, и весь концерт танцевал с микрофоном. Недоброжелатели говорили, что "нахватался", мол, от группы Duran Duran (которой музыканты Кино в то время реально сильно увлекались), но лично я думаю, что главное не в этом. Просто Цой всё больше расправлял крылья.

Кино на III фестивале Ленинградского рок-клуба, 17 марта 1985 года.
Кино на III фестивале Ленинградского рок-клуба, 17 марта 1985 года.

Той же весной музыканты Кино собрались в студии Андрея Тропилло, чтобы приступить к созданию своей новой пластинки, материал для которой уже давно созрел у Цоя. Однако, на определённом этапе работа застопорилась. Во-первых, начались проблемы с начальством Дома пионеров, где располагалась студия "АнТроп", и работать приходилось урывками, а то и по ночам. Во-вторых, сам Тропилло не уделял "киношникам" достаточно внимания, потому что был поглощён записью нового альбома группы Аквариум, которая тогда же шла на студии. Ну а главной проблемой стало отсутствие взаимопонимания между музыкантами и звукорежиссёром.

Цой уже не был тем неопытным новичком, который когда-то записывал свою первую пластинку под чутким руководством мэтра Тропилло. Теперь Виктора раздражали любые попытки влиять на его творческий процесс - у него был свой чёткий взгляд на то, какую музыку он хочет делать, который, видимо, не совпадал с взглядом Тропилло. Сам звукорежиссёр, естественно, тоже раздражался - его бесило буквально всё, начиная с увлечения Цоя восточными единоборствами и заканчивая его манерой "причмокивать в микрофон". В общем, обстановка на студии была далека от приятной, а бас-гитарист Кино Александр Титов позже говорил следующее:

А с "Ночью" была просто странная история. Она не катила. Видимо, тропилловская студия заряжена другой энергией, и модная музыка, которую исполнял Витька, там просто не канала. Энергетически что-то не совпадало и выталкивало друг друга.
Кино во дворе на Шпалерной улице, Ленинград, 1985 год.
Кино во дворе на Шпалерной улице, Ленинград, 1985 год.

Кончилось тем, что летом музыканты забросили недоделанный альбом и переместились на расположенную по соседству студию Алексея Вишни, чтобы записать совсем другие песни. Работа сразу пошла легко и буквально за считанные дни родился альбом "Это не любовь". А незаконченную работу, получившую название "Ночь", довели до ума только к началу 1986 года. Вот так и получилось, что четвёртый альбом Кино, по сути, был записан раньше, чем третий, но из-за всяких накладок подзадержался с выходом.

Ещё до того, как "Ночь" увидела свет, в истории Кино произошло другое важное событие - у них появились первые видеоклипы! Произошло это благодаря Джоанне Стингрей - американской певице, которая в 1980-х была одной из ключевых фигур ленинградской рок-тусовки. Она не только активно помогала тогдашним рокерам с импортным оборудованием, шмотками и прочим стаффом, но и активно приобщала западный мир к советской рок-культуре. С группой Кино она познакомилась в 1984 году и была связана с ней самым тесным образом, поскольку вышла замуж за гитариста Юрия Каспаряна.

Джоанна Стингрей и группа Кино.
Джоанна Стингрей и группа Кино.

В декабре 1985 года Стингрей сняла на любительскую камеру два промо-ролика на песни Кино "Видели ночь" и "Фильмы", специально для показа в США в рамках рекламной кампании сборника "Red Wave". Эта культовая пластинка, ставшая первым официальным релизом рок-музыки СССР на Западе, была издана в 1986 году и включала записи групп Аквариум, Алиса, Кино и Странные Игры. В том числе, на неё вошли вышеупомянутые песни Кино с их нового альбома "Ночь". Эти видео стали не только первыми, но и, по сути, единственными постановочными клипами Кино.

К концу года сведение альбома наконец-то было закончено и в январе 1986 года "Ночь" была выпущена на самиздатовских магнитофонных лентах. А спустя 2 года альбом издала на виниле фирма "Мелодия" - впервые официально и миллионными тиражами! Хотя, "официально" это слишком сильно сказано, так как издание было выпущено без ведома музыкантов и стало в итоге настоящим яблоком раздора. Но об этом поговорим чуть позже, а пока важно было одно: альбом Кино впервые вышел на государственном лейбле и разлетелся по всему Советскому Союзу, сделав группу по-настоящему популярной.

Песни

На альбом "Ночь" вошло 11 песен, слова и музыку ко всем композициям написал Виктор Цой. Как мне кажется, эта пластинка завершает определённый период в истории группы - время городской романтики и юношеской непосредственности. Уже на следующем альбоме "Группа крови" мы услышим совсем другое Кино: брутальное и пафосное. "Ночь" ставит точку в романтическом Кино. Или же запятую перед Кино героическим.

На мой взгляд, эта пластинка ценна в первую очередь своим совершенно особенным настроением, которое наилучшим образом отражает её название. Ночь проходит красной нитью через все эти песни - в них царит темнота, льёт проливной дождь и дует ветер. Заглавная вещь альбома - одна из моих самых любимых из всего творчества Кино.

Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин
Я люблю дым и пепел своих папирос
Я люблю кухни за то, что они хранят тайны
Я люблю свой дом, но вряд ли это всерьез
Кино "Ночь"

Но эта ночь не депрессивная и не сонная, а чарующая, мистическая и наполняющая каким-то предвкушением. Та, о которой Цой говорил, что она даёт ему чувство романтики. Это время тусовок, приключений, прогулок под звёздами и танцев под дождём. Как в песне "Видели ночь", которая, к слову, является одним из главных хитов с альбома.

Ездят такси, но нам нечем платить
И нам незачем ехать, мы гуляем одни
На нашем кассетнике кончилась пленка
Мотай!
Кино "Видели ночь"

Ещё одним шлягером с альбома стала стёбно-любовная вещь "Фильмы", которая по своему настроению напоминает мне альбом "Это не любовь", записанный группой в том же году.

Ты смотришь мне в глаза, а я смотрю вперед
Ты говоришь, что я похож на киноактера
И ты меня зовешь, а я иду домой
Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро
Кино "Фильмы"

Интересный факт - сохранился рукописный черновик Цоя с этой песней, в котором присутствует ещё один куплет, в итоге вычеркнутый автором. Он звучит так: "Ты просишь, чтобы я тебя поцеловал, но я не понимаю, зачем это надо. Не тронь моё лицо, не тронь моё лицо, пойдём лучше я куплю тебе лимонада" :)

На самый известный хит Кино на этой пластинке - это, конечно же, "Мама Анархия", ставшая настоящим гимном отечественного панк-движения и неформалов вообще. Изначально её вообще не хотели включать в альбом, потому что она в него совершенно не вписывалась. Да и вообще это была, скорее, этакая панк-шутка в стиле Sex Pistols. Но именно поэтому её и включили - за необычность. И песня не просто выстрелила, а стала одним из самых известных хитов группы. Забавно, что на обложке винила от "Мелодии" было написано, что это "Пародия на западные панк-группы", иначе бы МинКульт СССР такое бы не пропустило.

Солдат шел по улице домой
И увидел этих ребят
Кто ваша мама, ребята?
Спросил у ребят солдат
Мама — Анархия,
Папа — стакан портвейна!
Кино "Мама Анархия"

Ещё один хитовый боевик на альбоме - "Последний герой". Эта песня уже выходила ранее на альбоме "Начальник Камчатки", но здесь она обрела свою идеальную, на мой взгляд, аранжировку, агрессивную и бодрую. Вообще, весь альбом "Ночь" очень бодрый, если не сказать танцевальный. Тема танцев, кстати, прослеживается здесь почти во всех песнях. Заключительный трек "Мы хотим танцевать" мне кажется неким мостиком к героическому Кино. Этот текст уже гораздо больше похож на Цоя времён "Группы крови".

В нас еще до рождения наделали дыр
И где тот портной, что сможет их залатать?
Что с того, что мы немного того?
Что с того, что мы хотим танцевать?
Кино "Мы хотим танцевать"

Издания

Альбом "Ночь" был выпущен в 1986 году лейблом "АнТроп" на магнитофонных кассетах. Распространялся в народе он, как обычно, через подпольные студии звукозаписи, но именно этому альбому суждено было стать первым официально изданным релизом Кино. История с ним, правда, вышла запутанная и скандальная.

После того, как в 1986 году Джоанна Стингрей выпустила в США сборник "Red Wave" с песнями советских рок-групп, Министерство культуры СССР в срочном порядке дало распоряжение лейблу "Мелодия" издать альбомы наших рокеров. Надо было быстренько создать впечатление у всего мира, что в СССР всё прекрасно с прогрессивной музыкой, вон и пластинок завались :) Смешно, конечно, но это был важный шаг для популяризации советского рока. Между прочим, именно эта на этом американском сборнике песни Кино ВПЕРВЫЕ были изданы на виниле.

Сборник "Red Wave", американская виниловая пластинка (Big Time, 1986)
Сборник "Red Wave", американская виниловая пластинка (Big Time, 1986)

В 1987 году фирма "Мелодия" начала выпуск серии пластинок "Записи студии Ленинградского городского рок-клуба". Самое забавное, что такой студии вообще не существовало, а выходили в этой серии записи, сделанные на студии Андрея Тропилло, у которого весь Ленинградский рок-клуб тогда и писался. Разумеется, одними из первых издали песни Кино - это был миньон, включающий 4 песни с альбома "Начальник Камчатки", о котором вы можете подробнее прочитать в этой статье.

В 1988 году "Мелодия" выпустила второй сингл-миньон Кино "Ночь", включающий 3 песни из одноимённого альбома. На пластинку вошли треки "Последний Герой", "Жизнь в стеклах" и "Игра". Винил был выпущен в конверте с изображением отпечатка руки на оконном стекле на обложке и цветной фотографией Кино на обороте.

 Кино "Ночь", миньон (Мелодия, 1988)
Кино "Ночь", миньон (Мелодия, 1988)

Тогда же "Мелодия" издала на виниле сам альбом "Ночь" в конверте с точно таким же оформлением. Это было первое издание альбома Кино на государственном лейбле, да ещё и выпущенное огромным тиражом - более двух миллионов экземпляров. Однако, у музыкантов данная пластинка вызвала исключительно негативные эмоции, поскольку, по их словам, Тропилло не согласовал её выход с ними. Да ещё и лейбл не заплатил ни копейки авторских. Но больше всего "киношников" бесило даже не это, а обложка, сделанная для издания знакомым художником Тропилло. Вот как отзывался о ней Георгий Гурьянов:

Ведь еще была чудовищная обложка альбома "Ночь". Просто после этого у меня руки опустились. Мы не могли договориться, и Тропилло опубликовал эту пластинку на «Мелодии» со своей обложкой. А мы, все художники, кругом одни знаменитости, могли бы и сами сделать обложку, а тут непонятно кто... На всю страну миллионный тираж... Это какая-то вообще дрянь: отпечаток на стекле, луна... Достаточно нейтрально, но ощущение какой-то абсолютно враждебной культуры.
Кино "Ночь", виниловая пластинка (Мелодия, 1988)
Кино "Ночь", виниловая пластинка (Мелодия, 1988)

Виктор Цой впоследствии неоднократно обвинял "Мелодию" в пиратстве. Сам Тропилло утверждал, что Кино были в курсе выпуска винила, он согласовывал с группой детали, и, в том числе, пресловутое оформление, однако, музыканты "отмахивались", так как были заняты другими делами и вообще не верили в выход этой пластинки. Как же всё было на самом деле, известно только участникам всей этой истории, а у них уже не спросишь...

В 1994 году лейбл "Moroz Records" выпустил всю дискографию Кино на компакт-дисках, в том числе впервые в этом формате был издан альбом "Ночь". Диск вышел с оригинальной обложкой, сделанной Виктором Цоем, а издание было оформлено его рисунками.

Кино "Ночь", первое издание на компакт-диске (Moroz Records, 1994)
Кино "Ночь", первое издание на компакт-диске (Moroz Records, 1994)

В 1995 году немецкое Концертное агентство Михаила Фридмана, которое занималось организацией выступлений и выпуском дисков российских артистов для русскоязычной публики в Германии, выпустило пятидисковую серию альбомов группы Кино, и, в том числе "Ночь" (четвёртый CD в серии). В целом оформление было точно таким же, как у издания от "Moroz Records". Сам диск произведён в Германии. "Фридмановская" серия Кино является довольно редкой и весьма ценится коллекционерами.

Кино "Ночь", немецкое переиздание на компакт-диске (Konzert Agentur Michael Friedmann, 1995)
Кино "Ночь", немецкое переиздание на компакт-диске (Konzert Agentur Michael Friedmann, 1995)

В 1996 году "Moroz Records" выпустил на CD серию "Коллекция Кино", для которой был сделан специальный цифровой ремастеринг. Для альбома "Ночь" из данной серии было подготовлено обновлённое оформление, а также диск включал 12-страничный буклет с текстами всех песен и фотографиями. Кроме того, на переиздание вошло 4 бонус-трека, которые были записаны в 1986 году на студии у Алексея Вишни: "Попробуй спеть вместе со мной", "Закрой за мной дверь, я ухожу", "Дальше действовать будем мы" и "Спокойная ночь". Позже эти песни были перезаписаны для альбома "Группа крови".

Кино "Ночь", переиздание на компакт-диске (Moroz Records, 1996)
Кино "Ночь", переиздание на компакт-диске (Moroz Records, 1996)

В 2012 году лейбл "Moroz Records" выпустил "Коллекцию Кино" на виниле. В том числе был переиздан альбом "Ночь". Именно это издание присутствует на моей Полке с пластинками.

За основу для оформления винила была взята оригинальная обложка, сделанная Виктором Цоем, с чёрно-белыми фотографиями музыкантов, яркими надписями и рисунками. Матовый чёрный конверт из плотного картона с частичной лакировкой.

Кино "Ночь", виниловая пластинка - обложка (Moroz Records, 2012)
Кино "Ночь", виниловая пластинка - обложка (Moroz Records, 2012)

Задняя сторона конверта с цветной фотографией Кино, трек-листом и рисунками Цоя по оформлению ближе всего к заднику компакт-диска 1996 года, но не полностью повторяет его. Внизу конверта список всех 8 альбомов, переизданных в рамках коллекции Кино на виниле, "Ночь" выделен красным шрифтом.

Кино "Ночь", виниловая пластинка - задняя сторона (Moroz Records, 2012)
Кино "Ночь", виниловая пластинка - задняя сторона (Moroz Records, 2012)

На развороте конверта серебристой краской отпечатано несколько чёрно-белых фотографий Кино, рисунки Виктора Цоя, выдержки из разных печатных изданий и интервью с музыкантами, список участников записи и даже та самая обложка злополучного "мелодиевского" винила 1988 года. Издание включает чёрный бумажный внутренний конверт с антистатической подкладкой, пластинка отпечатана на чёрном 180-граммовом виниле, "яблоки" оформлены в стиле общего дизайна.

Кино "Ночь", виниловая пластинка - разворот конверта (Moroz Records, 2012)
Кино "Ночь", виниловая пластинка - разворот конверта (Moroz Records, 2012)

Пластинка изготовлена в Германии и выпущена тиражом в 1000 штук. Всего в серии "Коллекция Кино" вышло 8 пластинок - они продавались как отдельно, так и все вместе, упакованные в большой чёрный бокс с золотой надписью "Кино коллекция". Стоимость винила "Ночь" сегодня - около 1600 рублей.

По оформлению этот альбом один из моих любимых у Кино - мне кажется, оно как нельзя лучше отражает настроение этой пластинки. Виниловое издание получилось очень красивым и ярким, жаль только, что никак не использовали очень атмосферную картинку с окнами домов из буклета первого CD-издания 1994 года.

Что касается музыкального содержания, то мои ощущения от "Ночи" лучше всего описал Густав Гурьянов в одном из своих интервью об альбоме: "это крутейшие песни и крутейшая аранжировка, но это вымученный альбом". Да, каждая песня здесь - чуть ли не шедевр, у альбома есть своя чёткая концепция, но... почему-то он у меня не складывается в единую картину. Это один из тех случаев, когда альбом воспринимается не как законченное произведение, а как набор отдельных отличных песен. Но я всё равно его люблю.

Enjoy Listening!

Канал Полка с пластинками. Тёплый. Ламповый. Твой.