Вечером 10 апреля основатель Facebook Марк Цукерберг в течение почти пяти часов давал показания в американском сенате. Представители юридического комитета и комитета по торговле, науке и транспорту задавали вопросы о данных пользователей и о вмешательстве в выборы с помощью соцсети. Цукерберг признал, что компания допустила ошибки, но пообещал принять меры для лучшего контроля за безопасностью данных. Полную расшифровку выступления можно прочитать или посмотреть на ютьюбе. Вот главные тезисы из многочасовых показаний основателя Facebook (прямые цитаты даны в кавычках).
Марк Цукерберг: «Facebook — компания идеалистов и оптимистов». Мы создали инструмент для общения. Но не смогли защититься от того, чтобы его использовали во вред. «Это большая ошибка. Это моя ошибка. Я сожалею. Я создал Facebook, управляю компанией, и я отвечаю за случившееся».
Сейчас у нас три основные цели. Первое — разобраться в том, что делала с нашими данными Cambridge Analytica и сколько пользователей это затронуло. Второе — проверить другие приложения, которые массово запрашивают данные. Третье — предотвратить подобные утечки в будущем. Я готов ответить на любые вопросы.
Предыстория
Как Cambridge Analytica «выиграла» выборы для Трампа
Британское издание The Guardian 23 марта опубликовало презентацию, подготовленную компанией Cambridge Analytica для предвыборного штаба миллиардера Дональда Трампа. Бывшая сотрудница Cambridge Analytica утверждает, что 27-страничный документ — это отчет о работе компании на выборах президента США, в котором подробно описано, как с помощью рекламы очерняли Хиллари Клинтон и прославляли Трампа.
Как следует из презентации, Cambridge Analytica начала работу со штабом Дональда Трампа на второй неделе июня 2016 года, когда он стал однозначным фаворитом в гонке за выдвижение в президенты от республиканцев. К этому моменту у штаба Трампа не было никаких данных о своем электорате, никакой стратегии поведения в интернете и понимания, как работает политическая онлайн-реклама.
В Cambridge Analytica определили ключевые направления, на которых нужно концентрироваться — это вопрос о владении оружием, экономика и иммигранты. Именно эти темы вызывали наибольший отклик среди потенциального электората Трампа. Как следует из опубликованных The Guardian шести страницах презентации, Cambridge Analytica размещала рекламные ссылки в поисковой выдаче Google не только для того, чтобы на них кликали, но и для создания нужного впечатления о том или ином вопросе, поскольку платная ссылка размещается выше релевантной выдачи.
Например, в презентации указано, что по запросу «Трамп война в Ираке» показывалась ссылка на сайт Трампа с заголовком «Хиллари голосовала за войну в Ираке — а Трамп был против». Это не вполне соответствует действительности: Хиллари Клинтон действительно голосовала в поддержку вторжения в Ирак, будучи сенатором от штата Нью-Йорк, а Трамп поначалу либо поддерживал войну, либо как минимум не осуждал ее; открыто критиковать военную кампанию он начал спустя два года после ее начала. Тем не менее, во время предвыборной кампании миллиардер постоянно называл себя человеком, который с самого начала был против вторжения.
Все методики, описанные в документе, полностью легальны. В нем упоминается, что перед выборами штабу Трампа удалось разместить рекламу прямо на главной странице ютьюба — на самом видном месте. Изначально, утверждает бывший директор Cambridge Analytica по бизнес-развитию Бриттани Кайзер, это место было зарезервировано штабом Хиллари Клинтон, но там настолько были уверены в победе своего кандидата, что не стали тратить деньги на дорогостоящее рекламное место. Реклама Трампа на ютьюбе была таргетированной: жителей районов с высокой поддержкой миллиардера призывали пойти на выборы и узнать адрес избирательного участка, а там, где он проигрывал Клинтон, пользователи видели баннер с рассказом об известных сторонниках Трампа.
Отдельный слайд презентации посвящен нативной рекламе в политическом издании Politico. В материале, который был создан коммерческим отделом Politico, рассказывалось о «10 неудобных фактах про фонд Клинтонов»; статья демонстрировалась посетителям Politico из тех регионов, где избиратели до конца не определились со своими предпочтениями. Эту рекламу Кайзер называет одной из самых эффективных.
Как именно использовались — и использовались ли — данные о 50 миллионах аккаунтов в фейсбуке, в нелегальном доступе к которым обвиняют Camridge Anaytica, в отчете не говорится; какой-то отдельного акцента на этой социальной сети не делается. Отчет предназначен для демонстрации потенциальным клиентам и рекламирует возможности Cambridge Analytica.
Бриттани Кайзер — 30 лет, в Cambridge Analytica она занималась презентацией услуг компании политическим движениям по всему миру. Лично Кайзер не работала над предвыборной стратегией штаба Трампа, но была знакома с тем, как она устроена. Директор по бизнес-развитию уволилась из Cambridge Analytica две недели назад. В беседе с The Guardian она назвала себя борцом за права человека.
Cambridge Analytica: компания, которая научилась «взламывать» выборы через Facebook
Британская компания Cambridge Analytica, созданная в 2013 году, собрала личные данные 50 миллионов пользователей фейсбука. Потом она смоделировала поведение десятков миллионов американцев для того, чтобы показывать им релевантную политическую рекламу. Считается, что она внесла весомый вклад в победу Дональда Трампа на выборах президента США. Благодаря расследованиям The New York Times и The Guardian стало известно, как именно работала Cambridge Analytica.
Cambridge Analytica, как говорится на сайте компании, занимается влиянием на поведение пользователей в социальны сетях. По сути, Cambridge Analytica занимается рекламой, а большие объемы данных о пользователях использует, чтобы доносить то или иное сообщение от политика или коммерческой компании максимально эффективно. Среди других услуг Cambridge Analytica — маркетинговые исследования и анализ целевой аудитории.
Cambridge Analytica называет себя лидером индустрии с 25-летним опытом. На самом деле компания создана в 2013 году при участии семьи Мерсеров, главных доноров предвыборного штаба Дональда Трампа. Вице-президент компании — Стивен Бэннон, бывший руководитель популярного среди ультраправых консервативного сайта Breitbart и бывший советник Трампа. В Cambridge Analytica работали несколько человек из Кембриджского университета; у компании есть офисы и в США, и в Великобритании.
Для сбора данных о пользователях социальных сетей Cambridge Analytica связалась с профессором психологии с российскими корнями Александром Коганом. Он работает в Кембриджском университете, а также преподает в Санкт-Петербургском государственном университете.
Коган создал специальный психологический тест; за его прохождение пользователям платили деньги. При этом программа запрашивала информацию о профилях пользователей и их друзей (в то время фейсбук разрешал сторонним приложениям такой сбор данных). Коган утверждал, что его тест собирает данные исключительно в академических целях. На самом деле, он их продавал без ведома пользователей.
На сбор Коган потратил в общей сложности 800 тысяч долларов, которые ему компенсировала Cambridge Analytica. В распоряжении исследователя оказались данные о 50 миллионах пользователей фейсбука, хотя сам тест прошли только 270 тысяч человек.
Все эти данные позволили не просто составить представление о личностях пользователей, но и создать их полноценный профиль, в котором указаны убеждения, особенности характера, предпочтения, интересы и многое другое. Бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли, подробно рассказавший журналистам о схеме работы компании, утверждает, что он сам придумал схему работы «психологического оружия Стивена Бэннона» — так он называет систему анализа личностей пользователей.
Перед тем как начать работать на Cambridge Analytica, Уайли изучал методику предсказаний трендов в индустрии моды, а до этого получил образование в области права в Лондонской школе экономики. Уайли еще в подростковом возрасте начал работать с политиками в родной Канаде — он был волонтером в местном парламенте, а в Лондоне работал с Либерально-демократической партией. Уайли знал об исследованиях в Кембридже, которые позволяли составлять подробные профили пользователей на основе вирусных тестов в фейсбуке.
Такие тесты позволяли выявлять в том числе и политические пристрастия: люди с определенными характеристиками обычно голосуют похожим образом. К примеру, сторонники либеральных взглядов — чаще всего люди открытые, но не склонные к аккуратности. Больше всего о пользователях говорили их «лайки» — по набору из нескольких десятков на первый взгляд ничего не говорящих о человеке мелочей удавалось выстраивать довольно точные модели поведения. Обо всем этом говорилось в исследованиях центра психометрии Кембриджского университета, где до сих пор работает Александр Коган. Один из сотрудников центра отмечает, что исследование «лайков» иногда приносило совершенно неожиданные результаты — например, оказывалось, что люди, лайкающие Nike и KitKat, склонны негативно относиться к Израилю.
В 2013 году Уайли понял, что на основе этих данных сможет размещать политическую рекламу значительно эффективнее, чем это делалось прежде. Либерал-демократов его предложение не заинтересовало, но один из членов партии познакомил Уайли с бизнесменом Александром Никсом, который интересовался подобными технологиями. Вместе они создали Cambridge Analytica, а Уайли получил полную свободу действий. К концу 2013-го о технологии узнал Стивен Бэннон и помог заинтересовать в бизнесе семью Мерсеров. Общие инвестиции в проект составили 15 миллионов долларов.
Как рассказал Уайли, летом 2014 года с Cambridge Analytica связалась российская нефтяная компания «Лукойл» и попросила рассказать, как работает эта система. Уайли тогда удивился, зачем «Лукойлу» услуги Cambridge Analytica, ведь система нацелена в первую очередь на работу с пользователями в США и Великобритании. Презентация для «Лукойла» была целиком посвящена техникам влияния на избирателей. Был ли в итоге заключен контракт с «Лукойлом», Уайли не знает, он с 2015 года не работал в компании. Решение уволиться он принял после того, как понял, насколько хорошо работает созданная им система — и в каких целях ее используют владельцы.
Как выяснила The New York Times, с Cambridge Analytica тесно работал штаб Дональда Трампа. Умение штаба Трампа эффективно работать с избирателями в интернете, особенно в фейсбуке, не раз называли одной главных причин его победы на выборах.
Согласно американским законам, такое сотрудничество не вполне законно: иностранцам (а в Cambridge Analytica работало много британцев и канадцев) запрещается заниматься политической деятельностью такого рода. В Cambridge Analytica об этом знали и даже получали предупреждения, но игнорировали их. Игнорировала утечку данных о пользователях и сама Facebook — как удалось выяснить журналистам, в социальной сети знали о методах работы Cambridge Analytica, но не предпринимали никаких мер.
Cambridge Analytica утверждает, что все данные о пользователях она собирала легально. Facebook после публикаций The Guardian и The New York Times запретил Cambridge Analytica работать в социальной сети, а также удалил аккаунт Кристофера Уайли. Еврокомиссия обсуждает вопрос о начале расследования такой крупной утечки личных данных пользователей.
Обновление. После выхода материала телеканал Channel 4 News опубликовал кадры, на которой руководители Cambridge Analytica, в том числе Александр Никс, говорят потенциальному клиенту о возможности использовать для победы нужного кандидата провокаций и других нелегальных методов.
Показания Марка Цукерберга в сенате США.
Максимально коротко.
Вопрос: Сколько еще приложений запрашивали данные в таком количестве? Сколько раз вы просили их удалить?
Цукерберг: Такие случаи были. Я не знаю сколько. Мои сотрудники предоставят вам информацию.
Вопрос: Ваш исполнительный директор Шерил Сэндберг намекнула, что если пользователи не хотят, чтобы их данные применяли для таргетированной рекламы, то им самим придется платить за Facebook. Это так?
Цукерберг: По сути да. Хотя такой возможности сейчас нет. Мы хотим сохранить бесплатный сервис, доступный для всех. Иначе у нас бы не было миллиардов пользователей.
Вопрос: Facebook всегда будет бесплатным?
Цукерберг: «Всегда будет бесплатная версия Facebook».
Вопрос: Как вы намерены бороться с откровенно ненавистническими постами пользователей (hate speech)?
Цукерберг: Автоматически выделить такие посты очень сложно из-за лингвистических особенностей. К концу года заниматься проверкой постов у нас будут более 20 тысяч человек. Мы уже успешно применяем искусственный интеллект для поиска террористической пропаганды. Думаю, через 5–10 лет он сможет искать и другие неприемлемые высказывания.
Вопрос: Как вы боретесь с влиянием иностранных государств на наши выборы?
Цукерберг: Мы уже использовали искусственный интеллект, чтобы находить фейковые аккаунты для распространения политической агитации. Этот метод зарекомендовал себя на выборах по всему миру в 2017 году. «В России есть люди, основная работа которых — использовать наши и другие системы. Получается такая гонка вооружений».
Вопрос: Ваш вице-президент Эндрю Босуорт заявлял, что задача соцсети — обеспечивать связь, даже если ее используют террористы и «кто-то умирает». Вы с ним согласны?
Цукерберг: Он заявил это во внутренней переписке. Я с ним не согласен. В нашей компании все могут выражать свое мнение.
Вопрос: Если мне не нравится мой Ford, я могу купить Chevrolet. А если мне не нравится Facebook, куда мне идти? Кто ваш конкурент? Вы — монополист.
Цукерберг: Есть разные платформы: Google, Apple, Amazon, Microsoft. Мы с ними во многом пересекаемся. Мне не кажется, что Facebook — монополист.
Вопрос: Как вы думаете, кто-то целиком читает ваше пользовательское соглашение?
Цукерберг: Вряд ли его обычно читают. Думаю, надо предложить более понятный и сжатый вариант.
Вопрос: Вы готовы ввести правило, что пользователей будут уведомлять о любом взломе системы в течение 72 часов?
Цукерберг: Это кажется разумным. Надо обсудить.
Вопрос: До 2014 года ваш девиз был «действуй быстро и ломай все вокруг». Это так?
Цукерберг: «Не помню, когда мы его изменили, но сейчас девиз „действуй быстро со стабильной инфраструктурой“. Это уже не так шикарно».
Вопрос: Facebook постоянно блокирует пользователей за консервативные и ультраправые высказывания. Сколько демократов вы заблокировали? Какие политические взгляды у 20 тысяч ваших модераторов?
Цукерберг: Я понимаю, что вам кажется, что в Кремниевой долине есть только представители левых взглядов. Мы не спрашиваем наших модераторов про политические взгляды или поддержку политических партий.
Вопрос: Вы уже сказали, что хотите в будущем автоматически блокировать hate speech. Не получится ли, что вы начнете блокировать людей за их взгляды? Например, будете запрещать противникам абортов высказывать свое мнение.
Цукерберг: Я бы этого очень не хотел. Мы должны вместе придумать систему приоритетов для компаний, на которые они должны ориентироваться.
Вопрос: Теперь вы решили проверять, кто размещает политическую рекламу. Но как вы будете проверять, если ее размещает подставная компания? «Если ее размещает корпорация в штате Делавэр, вы ведь не узнаете, что за фирмой стоят русские?»
Цукерберг: «Да, сенатор… вы правы».
Вопрос: Если я напишу в WhatsApp что-то про «Черную пантеру», то мне потом покажут рекламу про это?
Цукерберг: Нет. То, что вы пишете в WhatsApp, не влияет на рекламу.
Вопрос: Что вы делаете в других странах, чтобы помешать властям давить на оппозицию?
Цукерберг: Прежде всего мы увеличиваем штат службы поддержки со знанием местного языка. Так происходит, например, в Мьянме в связи с притеснением рохинджа. Во-вторых, в таких странах обычно активное гражданское общество — оно помогает нам выявлять тех, кто распространяет неприемлемый контент. В-третьих, мы намерены повышать медийную грамотность.
Вопрос: Facebook использует записи разговоров на мобильных устройствах, чтобы составлять портрет пользователей?
Цукерберг: Нет. Вы, видимо, говорите о теории заговора, что мы включаем микрофон и используем запись для рекламных целей. Это не так.
Вопрос: Вы постоянно говорите о контроле пользователя над информацией. А вы сами ее контролируете? Facebook безопасен?
Цукерберг: Я считаю, что Facebook безопасен. «Я, моя семья и все люди, которых я люблю и которые мне дороги, постоянно им пользуются».
Днем 11 апреля Марк Цукерберг даст показания конгрессменам в палате представителей.