Как вырастить ребенка-читателя: простые советы от мамы-филолога
- Везучая ты - твои дети любят читать! Мою/моего палкой на заставишь, – даже затрудняюсь сказать, какое количество раз я это слышала от друзей, коллег и знакомых. Этот пост – о том, что никакого везения здесь нет. А вот определенным видением – как вырастить из ребенка читателя – поделюсь.
- Мама, это какая буква? А это какая? – так спрашивала меня дочь, тыкая в магнитную азбуку на холодильнике, когда ей было 2 года. Сейчас мы движемся к чтению по слогам.
В этом смысле она полностью повторила своих старших братьев. Они тоже оба выучили все буквы в 2 года. А в 4 научились читать по слогам. Но это не далеко не первый этап в привитии любви к книге. Первый – любовь к слову как к таковому. С детьми надо разговаривать. И начинать не тогда, когда они уже научатся разговаривать, а как можно раньше. Ученые доказали, что дети каким-то образом распознают родной язык еще в утробе матери. Поэтому говорим с еще не родившимся и уже родившимся дитем обо всем – о погоде, о настроении, о том, что готовим, ожидая папу с работы.
А ещё поём песни! Не обязательно колыбельные, не обязательно детские, а то что знаем и можем петь от души, они передают мелодику речи. Не надо думать, что ребенок ничего не понимает. Он привыкает к речи, начинает лучше ее распознавать и его собственные речевые навыки развиваются быстрее. Как разговаривать - тоже важно. В этом смысле вообще не приемлю сюсюканье и коверканный детский язык. У ребенка должен быть ориентир – красивая и правильная речь, тогда и он быстрее заговорит сложными предложениями, и словарный запас его будет пополняться день ото дня.
Следующая важная составляющая – чтение книг детям. Сказки и обязательно стихи. У каждого из моих троих чтение было любимым занятием. Каждый подходил ко мне с книжкой и просил: мама, почитай! Важно находить хоть немного времени каждый день.
С буквами я к детям тоже не приставала. Уверена, что абсолютно каждый ребенок любознателен от природы. Надо только вовремя ему подкидывать материал для изучения. Буквы заинтересовали каждого из моих троих сами по себе. Все что я делала, это не отмахивалась, а отвечала на их вопросы. Разговаривала, пела и читала. Некоторых усилий потребовало лишь освоение слогов.
А когда дети сами начинают читать – задача остается только одна – вовремя подкидывать интересные книги! Здесь – вся классика к вашим услугам. Барто и Маршак, Бемби и Старик Хоттабыч, Денискины рассказы Драгунского и рассказы Успенского, Крапивин и Толкиен. Список может быть у каждого свой и продолжать его можно бесконечно. Важно, чтобы книги захватывали внимание и ум сына или дочери.
Наивно полагать, что привитие любви к книгам – это задача школы. Если ваш ребенок не любит книги до школы, то шансы, что он полюбит их там, невелики. Разве что вам невероятно повезет с учителями.
Я ничего не забыла? Да, вот что! Если вы не читаете сами (ребенок не видит, что вы читаете, вы ничего не обсуждаете), то он читать не будет.
Если вам интересны темы воспитания детей, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!