Найти тему
Антон Аверин

Городская среда. Остановки Астрахани

Оглавление

Общественный транспорт Астрахани и связанная с ним инфраструктура переживают не лучшие времена. Уже давно ушел из жизни трамвай, недавно нас покинул троллейбус, автобусы, такое впечатление, одной ногой в могиле. Горожанам приходится пользоваться самым неудобным, аварийным и опасным видом транспорта — маршруткой. На учебу, на работу или погулять в центре — для большинства из нас маршруты начинаются от ближайшей остановки.

Прогулявшись по городу, я выделил несколько типов этого обязательного городского элемента:

1) Остановка «Столбик»

Представляет собой место, где собираются пассажиры — чаще всего без парковочного кармана. О том, что это вообще остановка общественного транспорта может напоминать лишь покосившийся и закрашенный вандалами знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Такую остановку делают там, где нет возможности поставить что-то стационарное и крупное. У нас и так узкие тротуары, а отнимать еще больше пространства у пешеходов ни в коем случае нельзя.

Остановка на улице Свердлова
Остановка на улице Свердлова
Еще одна остановка на Свердлова
Еще одна остановка на Свердлова

Разметка 1.17 (желтые зубчики) чаще всего отсутствует. Как и совесть у водителей легковых авто, повально паркующих свой транспорт прямо на остановке, заставляя автобусы и маршрутки искать место во второй полосе, высаживая людей на проезжую часть.

Какие тут проезжают маршруты? Куда и как можно уехать? Где другие остановки?

На эти вопросы могут ответить только люди, стоящие рядом и интернет/мобильные приложения. А если нет ни того, ни другого? В разработке городской навигации стоит идти от полной автономности и простоты.
Если люди постоянно ловят маршрутки и кричат в окно водителя «ДО КИРОВСКОГО ДОЕДУ?»- значит есть проблемы и их надо решать.

Посмотрим, как при отсутствии пространства нам организовать полноценную остановку.

Вот пример французской остановки старого образца для ограниченного пространства:

На столбик крепится панель с информацией о местных маршрутах, карта местности, памятка о стоимости проезда — это самые необходимые сведения.

Франция, Париж, фото gre4ark.livejournal.com
Франция, Париж, фото gre4ark.livejournal.com
Франция, Париж, фото gre4ark.livejournal.com
Франция, Париж, фото gre4ark.livejournal.com
Остановки в Сиэтле, США
Остановки в Сиэтле, США

Что мешает в Астрахани прикрепить прямо на столб со знаком остановки подобную панель, которая еще и зарабатывать сможет, если на ней выделить 10% под рекламные блок? Возможно пункт 3, статьи 19 закона «О Рекламе» 38-ФЗ

Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

А вот парижский столб нового образца — лаконичный, высокий, с подсветкой.

Париж, Франция, фото gre4ark.livejournal.com
Париж, Франция, фото gre4ark.livejournal.com

2) Собачья конура

Самый популярный и самый ужасный тип остановки. В Астрахани такая конструкция встречается повсеместно и в большинстве случаев заклеена рекламой или разрушена.

Остановка «ВКАБАНК», ул. Ленина 20
Остановка «ВКАБАНК», ул. Ленина 20
Остановка «ВКАБАНК», ул. Ленина 20
Остановка «ВКАБАНК», ул. Ленина 20

Используя максимально дешевые материалы и халтурный подход к работе, нас одарили вот такими позорными будками. Какого было мое удивление, когда узнал, что подобная конура — это «легкая и компактная остановка, сделанная по новой технологии».

Зайти в будку можно только с проезжей части:

-9

«Новые технологии», вероятнее всего, это использование дешевого пластика, прикрученного поверх пазов для стекол:

-10

Такие павильоны выглядят невыносимо ужасно. Никакой информации, навигации, удобства и, тем более, дизайна. Иногда они слабо закреплены или войти в них прямо с тротуара просто невозможно. Ничего общего с остановкой такая конструкция иметь не может.

3) Большая стационарная остановка

Массивная, прочная, обычно совмещена с небольшим киоском или магазином

Остановка на улице Свердлова
Остановка на улице Свердлова
Остановка «Центральная аптека», улица Коммунистическая
Остановка «Центральная аптека», улица Коммунистическая

Такие остановки имеют большой потенциал при создании комфортной инфраструктуры и правильной городской навигации.
Теоретически здесь достаточно места под информационное табло, рекламные «лайтбоксы», удобную и длинную лавку со спинкой, порты для подзарядки мобильных устройств, терминал оплаты. В реальности ничего из этого списка нет, кроме лавки, да и та чаще грязная.

За редким исключением, можно встретить жалкую попытку информирования горожан о проходящих маршрутах.

-13

Табличка на улице Кирова. Детская поликлиника

Первая колонка «№ П/П» — Номер по порядку. Зачем?

Вторая колонка «Номер маршрута, направление». Единственная нужная информация, но без промежуточных остановок.

Третья колонка «Марка и количество автобусов». Зачем мне знать о том, что на маршруте «47с» работает якобы 14 «ГАЗелей»? Тоже непонятно.

Гораздо информативнее смотрелась бы расширенная информация о маршруте и примерные интервалы движения автобусов.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ОСТАНОВКА

Хорошая остановка общественного транспорта, помимо выполнения своей основной задачи, может и обязана делать еще несколько вещей:

1) Служить явным ориентиром в городской среде
2) Быть местом информирования и получения навигационных подсказок
3) Защищать горожан как минимум от дождя и ветра
4) Быть освещена в темное время суток
5) Быть удобна для всех
6) Вписываться в городской стиль
7) Иметь свое уникальное название, которое будет написано крупно
8) В конструкции должны применяться прочные, антивандальные материалы
9) По возможности, остановка должна зарабатывать

За примерами хороших остановок можно даже не летать в Европу.

СЕВАСТОПОЛЬ

Новые остановки появились в городе в 2015 году и быстро завоевали популярность. Тут и зарядка для мобильных устройств, и приятные шрифты и пиктографика, терминал оплаты, подсветка, стенки из закаленного сантиметрового стекла, которое даже молотком сложно разбить.

-14
-15
-16

МОСКВА

Тот же 2015 год и та же правильная концепция. Остановки оборудованы терминалами покупки билетов, картой с навигацией, USB-портами для зарядки гаджетов. На лавке смонтированы небольшие разделители для борьбы с бездомными.

-17
-18
-19

НЕМНОГО ЗАГРАНИЦЫ

Аккуратные и красивые варианты остановок Парижа:

Остановка в Париже. Фото — varlamov.ru
Остановка в Париже. Фото — varlamov.ru
Франция. Париж. Фото — gre4ark.livejournal.com
Франция. Париж. Фото — gre4ark.livejournal.com

А теперь немного воплотившихся в реальность дизайнерских проектов:

Ванкувер, Канада
Ванкувер, Канада
Сен-Назер, Франция
Сен-Назер, Франция
Арау, Швейцария
Арау, Швейцария

ЦЕНА ВОПРОСА

Дорого? Но, как известно, хорошее не может быть дешевым. На хороших остановках приятно даже просто стоять. Прозрачные стенки позволяют защититься от плохой погоды и одновременно следить за приближающимся транспортом. Порты для зарядки выручат в сложный момент, а карта маршрутов подскажет как добраться, например, из незнакомого района до дома. Здесь же можно установить даже камеру наблюдения — в целях повышения безопасности и отлова вандалов.

Остановки стали бы отличным местом внедрения бренда Астраханской области, который сейчас практически никак не отражен в городской инфраструктуре.

Пока чиновники считают, что пластиковую конуру можно назвать остановкой, а удобство выражается в том, что эта конура вообще есть — то все мы катимся в село Корткерос, что в республике Коми. Именно там два года назад торжественно открывали очередной архитектурный шедевр под названием «Дешевая и качественная остановка».

-25

Антон Аверин. Специально для Dvor.media

Telegram: @xmstr
VK:
vk.com/fastpoke