Общественный транспорт Астрахани и связанная с ним инфраструктура переживают не лучшие времена. Уже давно ушел из жизни трамвай, недавно нас покинул троллейбус, автобусы, такое впечатление, одной ногой в могиле. Горожанам приходится пользоваться самым неудобным, аварийным и опасным видом транспорта — маршруткой. На учебу, на работу или погулять в центре — для большинства из нас маршруты начинаются от ближайшей остановки.
Прогулявшись по городу, я выделил несколько типов этого обязательного городского элемента:
1) Остановка «Столбик»
Представляет собой место, где собираются пассажиры — чаще всего без парковочного кармана. О том, что это вообще остановка общественного транспорта может напоминать лишь покосившийся и закрашенный вандалами знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Такую остановку делают там, где нет возможности поставить что-то стационарное и крупное. У нас и так узкие тротуары, а отнимать еще больше пространства у пешеходов ни в коем случае нельзя.
Разметка 1.17 (желтые зубчики) чаще всего отсутствует. Как и совесть у водителей легковых авто, повально паркующих свой транспорт прямо на остановке, заставляя автобусы и маршрутки искать место во второй полосе, высаживая людей на проезжую часть.
Какие тут проезжают маршруты? Куда и как можно уехать? Где другие остановки?
На эти вопросы могут ответить только люди, стоящие рядом и интернет/мобильные приложения. А если нет ни того, ни другого? В разработке городской навигации стоит идти от полной автономности и простоты.
Если люди постоянно ловят маршрутки и кричат в окно водителя «ДО КИРОВСКОГО ДОЕДУ?»- значит есть проблемы и их надо решать.
Посмотрим, как при отсутствии пространства нам организовать полноценную остановку.
Вот пример французской остановки старого образца для ограниченного пространства:
На столбик крепится панель с информацией о местных маршрутах, карта местности, памятка о стоимости проезда — это самые необходимые сведения.
Что мешает в Астрахани прикрепить прямо на столб со знаком остановки подобную панель, которая еще и зарабатывать сможет, если на ней выделить 10% под рекламные блок? Возможно пункт 3, статьи 19 закона «О Рекламе» 38-ФЗ
Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
А вот парижский столб нового образца — лаконичный, высокий, с подсветкой.
2) Собачья конура
Самый популярный и самый ужасный тип остановки. В Астрахани такая конструкция встречается повсеместно и в большинстве случаев заклеена рекламой или разрушена.
Используя максимально дешевые материалы и халтурный подход к работе, нас одарили вот такими позорными будками. Какого было мое удивление, когда узнал, что подобная конура — это «легкая и компактная остановка, сделанная по новой технологии».
Зайти в будку можно только с проезжей части:
«Новые технологии», вероятнее всего, это использование дешевого пластика, прикрученного поверх пазов для стекол:
Такие павильоны выглядят невыносимо ужасно. Никакой информации, навигации, удобства и, тем более, дизайна. Иногда они слабо закреплены или войти в них прямо с тротуара просто невозможно. Ничего общего с остановкой такая конструкция иметь не может.
3) Большая стационарная остановка
Массивная, прочная, обычно совмещена с небольшим киоском или магазином
Такие остановки имеют большой потенциал при создании комфортной инфраструктуры и правильной городской навигации.
Теоретически здесь достаточно места под информационное табло, рекламные «лайтбоксы», удобную и длинную лавку со спинкой, порты для подзарядки мобильных устройств, терминал оплаты. В реальности ничего из этого списка нет, кроме лавки, да и та чаще грязная.
За редким исключением, можно встретить жалкую попытку информирования горожан о проходящих маршрутах.
Табличка на улице Кирова. Детская поликлиника
Первая колонка «№ П/П» — Номер по порядку. Зачем?
Вторая колонка «Номер маршрута, направление». Единственная нужная информация, но без промежуточных остановок.
Третья колонка «Марка и количество автобусов». Зачем мне знать о том, что на маршруте «47с» работает якобы 14 «ГАЗелей»? Тоже непонятно.
Гораздо информативнее смотрелась бы расширенная информация о маршруте и примерные интервалы движения автобусов.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ОСТАНОВКА
Хорошая остановка общественного транспорта, помимо выполнения своей основной задачи, может и обязана делать еще несколько вещей:
1) Служить явным ориентиром в городской среде
2) Быть местом информирования и получения навигационных подсказок
3) Защищать горожан как минимум от дождя и ветра
4) Быть освещена в темное время суток
5) Быть удобна для всех
6) Вписываться в городской стиль
7) Иметь свое уникальное название, которое будет написано крупно
8) В конструкции должны применяться прочные, антивандальные материалы
9) По возможности, остановка должна зарабатывать
За примерами хороших остановок можно даже не летать в Европу.
СЕВАСТОПОЛЬ
Новые остановки появились в городе в 2015 году и быстро завоевали популярность. Тут и зарядка для мобильных устройств, и приятные шрифты и пиктографика, терминал оплаты, подсветка, стенки из закаленного сантиметрового стекла, которое даже молотком сложно разбить.
МОСКВА
Тот же 2015 год и та же правильная концепция. Остановки оборудованы терминалами покупки билетов, картой с навигацией, USB-портами для зарядки гаджетов. На лавке смонтированы небольшие разделители для борьбы с бездомными.
НЕМНОГО ЗАГРАНИЦЫ
Аккуратные и красивые варианты остановок Парижа:
А теперь немного воплотившихся в реальность дизайнерских проектов:
ЦЕНА ВОПРОСА
Дорого? Но, как известно, хорошее не может быть дешевым. На хороших остановках приятно даже просто стоять. Прозрачные стенки позволяют защититься от плохой погоды и одновременно следить за приближающимся транспортом. Порты для зарядки выручат в сложный момент, а карта маршрутов подскажет как добраться, например, из незнакомого района до дома. Здесь же можно установить даже камеру наблюдения — в целях повышения безопасности и отлова вандалов.
Остановки стали бы отличным местом внедрения бренда Астраханской области, который сейчас практически никак не отражен в городской инфраструктуре.
Пока чиновники считают, что пластиковую конуру можно назвать остановкой, а удобство выражается в том, что эта конура вообще есть — то все мы катимся в село Корткерос, что в республике Коми. Именно там два года назад торжественно открывали очередной архитектурный шедевр под названием «Дешевая и качественная остановка».
Антон Аверин. Специально для Dvor.media
Telegram: @xmstr
VK: vk.com/fastpoke