Сегодня поговорим о современной проблеме всех брошенных малышей - отсутствии близкого взрослого.
Научно доказано, что в первые три года жизни человек получает 80% информации о мире. И в этом возрасте у ребенка есть только один способ получать информацию - через родителей, близких взрослых. Дети, которые воспитываются в системе детских домов лишены такой возможности. При нахождении в государственных учреждениях дольше 6 месяцев наносится серьезный ущерб психическому и физическому здоровью ребенка и даже если он потом попадет в семью это все-равно скажется на его развитии.
Проблема отсутствия близкого взрослого в домах ребёнка, детских домах стоит очень остро. Ежедневно дети контактируют с десятками людей: воспитателями, врачами, педагогами, но ни один из них не уделяет нужного внимания малышу. Как результат, у детей воспитанных в этой системе отсутствует чувство привязанности. И это не просто какие-то надуманные термины, это страшное, действительно страшное психическое расстройство, которое сказывается на общении с окружающими людьми, интеллекте, мотивации, воли ребенка, его восприятии себя.
Депривация - состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.
В домах ребенка наиболее явно видны последствия депривации. Малыши, пытаясь себя успокоить, утешить, заменить маму раскачиваются из стороны в сторону.
Основные признаки депривации:
В общении
Когда взрослых слишком много, устойчивые эмоциональные связи не формируются, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в развитии межличностных отношений. Общение с одной и той же группой сверстников мешает научиться выстраивать равноправные отношения, адекватно оценить свои качества. Дети не видят личность в другом человеке (ребенке), не могут сочувствовать. Появляется агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признавать свою вину.
В интеллекте
Дети, воспитанные в системе детских домов в большинстве случаев не любят и не хотят думать самостоятельно, не могут применить имеющиеся знания при решении незнакомых задач и пытаются их решить любым известным им способом.
В мотивации
Дети-сироты не уверены в своём праве желать что-либо. Обычно их желания связаны с решением бытовых проблем.
В силе воле
Больше всего ребенок хочет соответствовать ожиданиям воспитателя и неспособен выполнить несложное задание без пошагового контроля.
В восприятии времени
Планы, желания, мечты у детей-сирот ограничены несколькими неделями, у семейных же детей уходят в далекое будущее.
В восприятии себя
Дети-сироты стараются приспособиться к сложившейся ситуации, не доверяют своим ощущениям, не принимают себя.
Попадая в приёмную семью, дети ведут себя так, как научились в детском доме. И только годы упорной работы с родителями, психологами и другими специалистами помогают заблокировать (но не искоренить) признаки депривации, обретенные еще в детстве.
На адаптацию ребенка к нормальной среде направлен и гостевой режим, о котором я уже писала здесь. Любой взрослый дееспособный человек может взять ребенка из детского дома на выходные, чтобы показать, объяснить ему какова она жизнь - по ту сторону стены.
Сейчас система детских домов претерпевает изменения , но она только начинает выстраиваться в России и пройдут годы прежде чем из детских домов начнут выходить адаптированные к жизни дети. О новой системе воспитания я писала здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи подписывайтесь на мой канал.
Мой канал о сиротстве в телеграм.
НАВИГАЦИЯ ПО МОЕМУ КАНАЛУ:
1. Кто я такая и почему пишу о сиротстве?
2. Говорят, что детских домов больше нет. Так ли это?
3. Как живут дети в детских домах?
4. История одной поездки в жуткий дом-интернат.
5. О том, как система интернатов ломает детские судьбы.
6. Фильм об одном доме-интернате.
7. Детские приюты: прошлое или настоящее?
8. История одной поездки в дом малютки и растерзанная душа.
9. Жизнь в четырех стенах: интернаты для детей-инвалидов.
10. Деревни - SOS и как там живут дети.
12. Как стать волонтером в детском доме?
13. Как отдать вещи в детский дом?
14. Как живут те, кому не помогают благотворительные фонды и как можно им помочь?
15. Усыновление, опека и попечительство, приемная семья. В чем различия?
16. Как взять ребенка из детского дома на выходные.
17. Есть ли детские дома в Испании и почему испанцы усыновляют российских сирот?