Вы заметили, что наше современное отечественное искусство какое-то жутко неконкретное? Причем самое разное. Часто в фильмах какие-то вообще-люди живут в каком-нибудь городе Зареченске, который находится «где-то в Средней полосе», или «где-то в Сибири», и что-то вообще-делают. Живут, например. Отправляют жизнь. Собственно почему бы и нет? Но в итоге наша огромная страна остается вопиюще не рассказанной. Морярекигоры есть, люди есть, какие-то истории с ними случаются, но все это не включено в символический универсум. Важность такого включения, подсматривания поводов к «говорению о», к обсуждению, к актуализации, к археологии, к восхищению и к разочарованию – важность этой культурной работы сложно переоценить. Именно эту великую работу делает писатель Алексей Иванов. Именно он сумел населить историями и великими и не очень мертвецами Урал, то место, в котором я живу. Он рассказал мне город, в котором я живу. Он населил реку Чусовую такими историями, что я уже не могу воспринимать ее, как нечто только природное, только естественное.
А еще Алексей Иванов вывел на какой-то заоблачный уровень местописание, которое у нас подчас справедливо снисходительно называется «краеведением». В книге «Хребет России» он в описании Уральской горнозаводской цивилизации использовал ТАКОЙ я зык, такие метафоры, что все граничит уже с учреждением, созиданием этой самой цивилизации.
Теперь же повезло краям, которые находятся немного восточнее, но которые сегодня как минимум административно тоже входят в «Урал» (административная версия Урала 2.0 – Уральский федеральный округ). Роман «Тобол» - пример эдакой символической экспансии писателя.
Книга замечательно написана, полна точных и ярких метафор. Очень чувствуется, как Иванов в своей исторической прозе становится все более кинематографичным. Иногда кажется, что роман соткан из хорошо и подробно рассказанных сцен. Уверен в том, что роман обязательно экранизируют.
Я особенно благодарен автору за оживление очень любимого мною Семена Ремезова, удивительного человека, энциклопедиста, картографа, архитектора, строителя, историка, художника, писателя. Хочу похвастаться тем, что являюсь счастливым обладателем дорогущих репринтных изданий его чертежных книг. В «Тоболе» осуществилось таинство оживления замечательного и еще очень недооценного деятеля нашей культуры. Ремезов выписан Ивановым с любовью и очень убедительно.
Роман читается запоем. Я освоил его за один день. В поезде. С нетерпением жду продолжения. Абсолютный must read.