О Вороньем дне сегодня знает каждый югорчанин. И о том, что ворона - не только вестница весны, но и покровительница матерей и младенцев. Вот только так ли это? Съемочная группа ОТРК «Югра» решила разобраться в секретах праздника. Оказалось, что он берёт свое начало у манси. А ещё - как такового культа этой пернатой у коренных народов не было. Сам праздник связан с вороной опосредованно. Но из-за того, что многие ритуалы были утрачены, смысл несколько исказился.
Новый год малые этносы не отмечают, для них начало нового цикла жизни - весна. Переход от холода к теплу и символизирует праздник - «Вурна Хатл» - так по-хантыйски звучит «Вороний день».
Лидия Алясова, хранительница традиционной культуры: «Просыпается вся природа, сам человек. Настроение - хорошее, праздничное, весёлое».
Раз речь о возрождении природы. То не удивительно, что символика праздника в основном женская - связана с семейным благополучием и любовью. Этнограф Светлана Попова 13 лет по крупицам собирает информацию об обряде, на примере сосьвинских манси. Так вот, у них - это «Матери день», а сам праздник - обряд поклонения одному из самых почитаемых духов - прародительнице всего живого.
Светлана Попова, этнограф: «Сянь - это мать. Та, прежняя лесная мать, которая заботится не только о том, чтобы рождались дети, но и маленькие животные, рыбы. Полномочий у неё больше, чем у матери, которая сейчас - Калтащ».
Дело в том, что первоматерь была изгнана. История эта тёмная. Поэтому многие знают больше о богине Калтащ, но всё же о Сянь не забывают. К ней обращаются за помощью при родах. Как дух высокого ранга Мать-природа может перевоплощаться. У неё две ипостаси - кукушка и ворона.
Одна приносит души, то есть сообщает о рождении мальчиков и девочек, другая - наоборот, оставляет детей. Вместе они дополняются друг друга, и символизирует круговорот жизни. Но так как в обрядах самого праздника воспевают именно зарождение новой жизни, то и внимания больше уделяют вороне».
Кстати, ворона - посредник между людьми и Сянь. Она же приносит вести о рождении детей. Опять не у всех манси такие представления.
Светлана Попова, этнограф: «Если взять сыгвинских манси, у них нет вороны в образе Матери, а в образе зайчихи. Если взять обских - у них мать Калтащ, которая в образе лебедя. Получается, что мать была на каждой территории своя».
Вороний праздник отмечали раньше не один день, а четыре - у манси всё, что относится к женскому началу, связано с этим числом. Соответственно, ритуалов было больше. Один из них приготовление соламат - крупы на мясном бульоне.
Раньше выбирали семь деревьев, под которыми ставили чашки с чаем и тарелки с кашей. Пар от них был угощением для верхних духов. Многие ритуалы, к сожалению, до нас не дошли. К примеру, когда из детских люлек выгребали содержимое - чаще всего это была древесная стружка или шерсть оленей. Ссыпали в кучи возле дома. Якобы на них и садилась ворона - греть замёрзшие лапки.
Евгения Вьюткина, сотрудник центра «Лылынг Союм»: «Когда ворона прилетает, она радуется рождению детей. И в связи с этим существует добрая традиция - чествование новорожденных детей».
О некоторых обрядах известно только по рассказам бабушек, но несмотря на это сохранилось главное - праздник объединяет людей - не только одной национальной общности, одной любви к весне.