Во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории СССР сражались с захватчиками 6200 партизанских отрядов и соединений. Для их снабжения активно применялась авиация - самолёты доставляли боеприпасы, продовольствие, агитационные материалы и средства связи. За редким исключением партизанские отряды вооружались только стрелковым оружием, тогда как немцы использовали против них лёгкие танки и артиллерию. С целью повышения боеспособности партизан известный авиаконструктор Олег Константинович Антонов в 1941 году предлагает смелый проект - летающий танк.
Сама идея оснастить танк крыльями была не нова. В 1932 году американский конструктор Джордж Уолтер Кристи предложил оснастить танк собственной конструкции съёмным крылом с мотором. Предполагалось, что после прибытия на поле боя бипланная коробка отстёгивается и бронированная машина будет действовать по обычному сценарию. Но дальше набросков и газетных публикаций дело не пошло.
Годом позже в СССР авиаконструктор А. Н. Рафаэлянц предложил свой концепт - безмоторный планер-моноплан, к которому крепился лёгкий танк БТ. В отличие от проекта Кристи, планер Рафаэлянца имел собственное шасси. В движение планер должен был приводиться винтом, расположенным в задней части танка. Этот интересный проект остался только на чертежах.
В следующий раз к идее запуска танка в воздух в СССР вернулись в 1937 году. Группа инженеров под руководством конструктора Михаила Смалько предложила разработать летающую бронемашину на базе танка БТ-7. Проект получил название МАС-1 и выделялся тем, что танк в результате становился максимально похож на самолёт - пропеллер в носовой части, складывающиеся крылья, обтекаемые формы. Была разработана модель МАС-1, но проект не получил поддержку и остался в статусе "бумажного".
Олег Антонов был знаком с предыдущими концептами летающих танков, их плюсами и минусами. Именно поэтому его проект существенно отличался от предшественников. Шла война и нужно было экономить ресурсы - как время на разработку, так и материалы для производства боевых машин. С учётом этого, Антонов стремился максимально упростить конструкцию. К облегчённому танку Т-60 крепились крылья и получался танкопланер, получивший обозначение А-40. Иногда встречается обозначение КТ-60 ("Крылья танка - 60"). Буксировать боевую машину должен был мощный бомбардировщик - от установки отдельного мотора отказались. После приземления крылья отцеплялись, и танк использовали как обычно.
Работы велись зимой 1941-42 годов. В апреле 1942 года был построен первый прототип, который передали для проведения испытаний. Лётные испытания прошли с 7 августа по 2 сентября 1942 года на одном из подмосковных аэродромов. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3 с моторами повышенной мощности. Первый полёт А-40 состоялся 2 сентября 1942 года под управлением лётчика-планериста Сергея Анохина. Этот полёт одновременно стал и последним. Масса танка с планером была слишком большой даже для мощного ТБ-3. Также сказались низкие аэродинамические характеристики Т-60. Бомбардировщик смог поднять планер на высоту всего 40 метров и его моторы уже перегрелись. А-40 был вынужден совершить аварийную посадку. После анализа результатов проект признали бесперспективным и в 1943 году закрыли.
Летающий танк Олега Антонова подтвердил, что проекты такого рода непригодны для применения и серийного производства. Танки весили много и не могли похвастаться хорошей аэродинамикой. В конечном итоге, для перевозки бронетехники стали применять тяжёлые транспортные самолёты с большими грузовыми отсеками. А со временем бронированные машины научились десантировать на парашютах, что окончательно решило вопрос, стоявший перед первыми конструкторами летающих танков.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром и ты точно не пропустишь интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com