Найти тему
ЖЖ: Alex-Mironov

Враг уже на носу

Он был генералом от инфантерии, то есть пехотинцем. Герой, князь, любимый ученик Суворова. Вы уже догадались, что речь идёт о Петре Ивановиче Багратионе?

Петре Иванес дзе Багратиони был обладателем завидной военной выправки и огромного орлиного носа – гордости аристократической фамилии Багратиони. И считался не только очень храбрым, но и предприимчивым человеком. Вот представьте себе: вас послали на верную гибель, а вы не только спаслись, а еще и с подарками вернулись! (И это не сказка "Морозко").

Дело было так - мрачным ноябрьским днем 1805 года в местечке у Голлабрюна главнокомандующий Михаил Кутузов отдал приказ арьергарду Багратиона стоять насмерть, дабы обеспечить спасение остальной армии. Австрия капитулировала, а армия Наполеона шла наперерез, намереваясь разгромить русских. Один егерский полк против двух французских корпусов лучшего полководца Европы!

-2

Сослуживцы прощались с Багратионом, как со смертником, поскольку никто не сомневался, что его отряд будет уничтожен. Вскоре действительно пришло известие, что русский отряд окружен. И что же? В сражении у Голлабрюна отряд Багратиона сдержал натиск двух французских корпусов в течение 8 часов и не отступил. Когда стало ясно, что русская армия ушла на безопасное расстояние, Багратион во главе 6-го егерского полка штыками проложил себе путь через кольцо французских войск, буквально растолкав неприятеля и добравшись до основных сил не просто живым, а приведя пленных и принеся трофеи. Грузинский папа Иванес гордился бы своим сыном! Сам Наполеон назвал Багратиона лучшим из русских полководцев.

Багратион был не лишён чувства юмора и самоиронии. Как-то легендарный Денис Давыдов, будучи офицером связи, был прислан к Багратиону с сообщением: "Противник на носу!".

Генерал задумчиво оглядел Дениса Васильевича – маленького (155 сантиметров!), но бравого, с растрепанными кудрями и воинственно вздернутым крошечным носом, и спокойно уточнил: "А на чьём носу? Если на вашем, то по коням, а если на моём — так мы ещё успеем отобедать! "

Кстати, в 1839 году именно Денис Васильевич настоял, чтобы прах русского героя был предан земле на Бородинском поле.

Зарубите себе это на носу! Впрочем, это уже другая история.