Найти тему

Первооткрыватель Вадим Сафин

Оглавление

Будущих родителей надо воспитывать с самого детства, считает он

Вадим Сафин — один из тех неугомонных, любопытных людей, что любят быть первыми. И не из желания славы и почестей, а потому что им просто интересно. Они не могут пройти мимо того, что многие не замечают или не считают нужным заметить.

По его инициативе в пединституте была организована первая в Башкортостане кафедра психологии. В 80-х годах он организовал в вузе хозрасчетную социально-психологическую лабораторию. Вадим Сафин принял активное участие в открытии аспирантуры по специальности «Психология». Он первым в Башкирии организовал кружок по психологии для студентов, которые выступали с докладами и сообщениями на студенческих научных конференциях в 15 городах СССР. На днях почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Международной академии психологических наук, на труды которого ссылаются наши и зарубежные ученые, отметил свое 85-летие.

Третья жена Гульямал

— Похоже, что сильное влияние на вас оказала ваша бабушка Гульямал, знавшая традиции народа, народную медицину, секреты траволечения…

— Она была третьей женой моего деда. Историю этой женитьбы в кино снимать можно. Родной брат деда был курьером, который перевозил казенные деньги уезда до Оренбурга. Под Оренбургом он и погиб — его убили и забрали деньги. Он был женат. А дед мой младший в семье. И по обычаю ему сказали: «Забирай себе жену брата». Бабушка потом рассказывала: «Играет дед в мяч — ему же 16 лет всего было, а ему кричат: «Спать иди»! Вот этот мальчик стал мужем и отцом трех детей.

Тем временем место убитого занял брат второй. Судьба и к нему неблагосклонна была — весной, во время половодья, он утонул: хотел на лошади перебраться через речку. И у него была жена и дети. Опять моему деду — уже 18-летнему сказали: «Женись». В общем, стал он многодетным отцом.

Жили неплохо, девочки-дочки подрастали, у них был отдельный дом — девичий. Хозяйство было большое: коровы, кони, овцы, и две жены деда забеспокоились: «Заводи-ка ты третью жену». А он в ответ: «Мне и вас хватает».

И вот однажды повез он жен Оренбург показать. Остановились по дороге у знакомых в деревне Кабаново. Собрались в доме гости. И приглянулась моему деду эта самая Гульямал. И женам его она понравилась: помощница была бы хорошая. Ан нет! Она уж просватана была. А жених-то жил в соседях у деда: Заман, тоже двух жен имевший. Выдали мою будущую бабушку за этого Замана. Возрастом он постарше был. Через несколько лет умер. Куда другие жены делись — не знаю, а Гульямал стала третьей женой моего деда.
Она была особенной. К ней приводили заболевший скот, и она безошибочно определяла: «Этого можно вылечить, а этого барана резать надо — у него в головном мозгу болезнь скрывается». Говорили, что и отец ее был вроде как ведуном.

Бабушка и меня учила: от нее я узнал, что такое мумие, например. «Слезы камня», — так она говорила. Я удивлялся: «Разве камни плачут?». Потом уже она объясняла все всерьез.

Знала очень много сказок, былин, кубаиров, поговорок, пословиц. Часто собирались у нас в доме ее подруги и рассказывали эти сказки. Я опять любопытствовал: «А откуда они берутся?». — «А все это раньше реальностью было», — отвечала бабушка.

— Почему вы пошли именно в педуниверситет и увлеклись психологией?

— То, что в педагогическом вузе изучают психологию, я и не знал. После седьмого класса — закончил я его с грамотой — пошел посоветоваться со своим учителем Кабиром Низамутдиновым, куда идти дальше. В 1947 году он к нам как раз пришел учительствовать: мужчина, человек, с которым можно поговорить о своих мальчишечьих делах. Преподавал он математику, а когда заболела учительница русского языка, с успехом заменил и ее. Всех удивил. Для меня он стал примером во всех отношениях. Он рассказывал нам на уроке не сказки, не имеющие отношения к жизни, а самую суть предмета очень доходчиво объяснял.

Я гордился тем, что он жил у моего деда. Стояли мы с мальчишками у магазина, и тут остановилась возле нас единственная в колхозе машина. А оттуда книги стали выгружать — шесть или семь ящиков с книгами! И все его, учителя нашего. Он как раз жилье себе искал. Сам он был из Стерлитамака, сын муллы. Воспитанный, знающий. Вот я его к своему деду и пристроил. Из-за него я в педагогический пошел. Считал, что настоящий ученый — это только учитель. Он, кстати, живет в Зианчуринском районе, ему 91 год.

Одно из ближайших педучилищ располагалось в Мраково. Начались дожди, а я отправился туда в одних лаптях. Оттого мне, промокшему до нитки, как-то больше приглянулось Желтинское педучилище. Наши деревенские ездили сдавать в Саракташ зерно и меня подкинули бы: все не в лаптях грязь месить, а от Саракташа до села Желтое — рукой подать. Училище было знаменитое, не смотри, что сельское: основано было еще в 1920 году как Оренбургский татарский интернат народного образования на базе медресе «Хусаиния».

А преподаватели и вовсе штучные: один закончил экономический факультет Константинопольского университета, служил в свое время в разведке. Он знал в совершенстве арабский, персидский, английский языки. Учительствовала целая династия Алиевых. В Оренбурге эту фамилию хорошо знали — как людей именитых, владевших множеством торговых лавок. Сам вел математику, а его супруга была родной сестрой писателя Даута Юлтыя.

Еще один педагог был выпускником Казанского университета. Он тоже вел математику, и что меня поражало всегда: приходит на урок — ни одного листка бумаги в руках. Встает у доски и начинает как по-писаному всю суть темы ясно и внятно излагать. Русский язык и каллиграфию преподавала жена русского генерала. Всю жизнь она учила башкир и татар. Ее методику разобрать до сих пор никто не может. Галлямов, родом из Башкирии, окончивший Ленинградский университет, вел логику и психологию. Вот он-то и подметил мое любопытство и настырность в изучении этой науки.

Окончил я училище, поработал в детском доме, а затем поступил в Оренбургский педуниверситет. Тут мне опять просто фантастически повезло с учителями: Самуил Лубе, например, жил с Алексеем Толстым в одной комнате в Париже. Все предисловия к книгам Эренбурга написаны им. Это были не рядовые учителя, это были сливки общества, имевшие глубокие знания не в одном предмете, а в нескольких.

А сейчас даже портретов их в Оренбургском педуниверситете нет…

«Косметический ремонт»

— Вы были инициатором организации в пединституте первой в Башкортостане кафедры психологии и хозрасчетной социально-психологической лаборатории, где выполнялись заказы крупных промышленных предприятий. А какого рода были эти заказы?

— В восьмидесятых годах наши верхи всполошились: стало ясно, что советская система управления стала хромать. Решили докопаться до причины. Собственно, ясно, что дело было в отсутствии конкуренции, а колхозники и рабочие попросту превратились в рабов системы. Духовных рабов, не осознающих своей порабощенности. Держащих знамя и идущих вперед.

На заводы и фабрики стали приглашать психологов, чтобы изучить социально-психологический климат в коллективах. Причину отставания в экономике видели в людских отношениях. А дело-то было в социалистической системе управления. Мы же «рылись» в отношениях между рабочими, мастерами.

В некоторой степени наша работа, конечно, помогала. Но это был, образно говоря, косметический ремонт вместо капитального.

Вообще же очень сильно влияет на человека экономический кризис. Человек не осознает его влияния на свое сознание, потому что он сам и есть прямой или косвенный участник кризисов — жить в обществе и быть независимым от них нельзя. Чтобы отвлечь от этого, в ход пускаются средства массовой информации: кино, концерты, плакаты, даже этикетки товаров. А человек все больше и больше переживает дискомфорт: недовольство, тревогу. Причину такого состояния не находит. Это усиливает дискомфорт, и пустяковый случай вызывает гнев, все равно на кого — чашку, собаку, помойное ведро, чаще на окружающих людей. Поэтому у нас люди хмурые, раздражительные, завистливые. Этим объясняются ссоры в семье, разводы, брошенные дети.

— Кстати, еще в 2004 году, до создания в республике министерства семьи, вы предложили восстановить институт материнства и отцовства, считая причиной всех бед как раз развал семейных отношений. В чем суть проекта?

— Что мы имеем: около 15 процентов детей рождаются инвалидами, а 20 — 25 процентов — с физическими и психофизиологическими отклонениями. К моменту выпуска из школы только пять-десять процентов детей можно отнести к условно здоровым. Лишь семь-двенадцать процентов выпускников могут определиться со своей профессией. В любовь верят шесть процентов юношей и 13 процентов девушек. 16 процентов юношей считают идеалом отца, 18 процентов девушек — свою маму. Интеллект подрастающего поколения вообще оставляет желать лучшего: за 10 — 15 лет показатели IQ упали у юношей-старшеклассников почти на треть, у девушек — на 21 процент.

Общество больно, и болезнь его в том, что, разрушив старую идеологию и систему воспитания, не смогли создать ничего нового. Вакуум заполнили порнографией, алкоголем, квазисвободой личности. Спрашиваю: «Свободой от чего?». — «От коммунизма». — «Для чего?» — молчание.

Базовая психологическая причина бед — это семья. Современные родители нацелены на выживание. Роль семьи сведена к воспроизводству потомства, а родители безграмотны: в педагогическом, медицинском, психологическом, правовом отношении. Их, будущих родителей, надо воспитывать — в семье, в детсаду, в школе. Нужно разработать специальные программы, учебники, подготовить новое поколение учителей. Это эффективнее, чем поощрение многодетной семьи подарками, грамотами, орденами, автомобилями. Я — за специальное обучение в течение хотя бы одного года старшеклассников и первокурсников быть мужем и женой, матерью и отцом. Это обойдется государству дешевле, чем воспитывать детей-инвалидов, умственно отсталых, лечить больных.

Институт материнства и отцовства, предложенный мной, — это не новое учреждение, это программа, в которой преду-сматривается включение цикла предметов по психологии воспитания детей в семье в программы ссузов и вузов. Открытие малых академий в каждом районе. Продление обучения в школах за счет предметов по обучению материнству и отцовству, таких, например, как психология и физиология ребенка, психология одаренных детей, сказкотерапия, детские болезни, детская литература, театр, кино, правовые аспекты защиты детства и материнства.

Ведь, в общем, вопрос стоит так: низкий уровень психологического и физического здоровья, падение интеллектуального и нравственного уровня приводит к готовности людей ко всякого рода покорности, манипуляции ими, потере собственного достоинства. И — краху общества.

Зигзаги мыслей Вадима Сафина

- Мечта труса — жить без свидетелей.
- Тщеславие — начало потери лица. Оно заканчивается утратой самой личности.
- Самый лучший способ поиска истины — неверие
в нее.
- Истинная цена человека определяется тем, какое количество правды о себе он может вынести.
- В окопах нет атеистов.
- Слабый человек чаще ищет слабости у другого.
- Что лучше: мудрое безумство или глупое здравомыслие?
- От отчаяния спасает или творчество, или любовь.
- Человек выбирает стресс, а стресс — болезнь.

Мнения

Салима ДУШАНБАЕВА, старший преподаватель кафедры психологии БГПУ:

— Сказать, что лекции Сафина фундаментальны, глубоки, логичны, искрометны — ничего
не сказать о них. Они пронизывают сознание до основания, зажигают чувства и завораживают человека целиком.

Валерий ХАЗИЕВ, руководитель кафедры философии, социологии и политологии:

— Тонкий юмор, неповторимая ирония, которые выводят читателя из пассивности и состояния апатии и заставляют его занять активную позицию в жизни. Он вынуждает сотни, тысячи, миллионы людей чувствовать дыхание времени, обжигая страстной любовью к родной земле, к родному народу

Опубликовано: 12.04.18 (22:30)

Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА
Фото: из семейного архива