Научные работы представили дети и подростки из России, Германии, Вьетнама, Анголы...
Две всероссийские конференции одновременно прошли в Туймазах — по объектам документального наследия ЮНЕСКО и научно-исследовательская «На пороге открытия». В них участвовали 437 одаренных ребят. Не только из России — приехала молодежь из многих стран. Мероприятие началось с парадоксального сообщения: общепризнанного понятия одаренности не существует до сих пор. Как и методик, по которым можно работать с такими людьми.
Условия — во всех школах
— Пора определиться, что подразумевается под этим термином, а затем выработать дальнейшую стратегию, — говорит руководитель Центра развития одаренности школьников при одном из вузов Зиннат Аллаяров. — И речь идет не о формировании «круга избранных»: в любом ребенке заложены какие-то наклонности и способности.
По мнению участников диспута, есть два варианта развития способностей. Первый — открывать для одаренных детей гимназии и лицеи регионального и федерального уровней. Второй — создавать условия во всех школах. В нашем регионе акцент делается на втором варианте. Чтобы систематизировать работу с одаренными детьми, в 30 школах республики второй год «обкатывают» различные методики и программы.
Шероховатостей пока хватает. Одна из главных: нехватка у педагогов опыта и знаний при работе с такими детьми. По словам учителей, этот пробел нужно восполнять на курсах повышения квалификации. Приглашать на них талантливых преподавателей, которые из года в год готовят победителей и призеров регионального и всероссийского этапов школьных олимпиад. Они в республике есть.
Другая проблема — отсутствие финансовой мотивации заниматься с такими детьми. По словам участников «круглого стола», в последние годы школьники из Стерлитамака регулярно побеждают на предметных олимпиадах. Один из секретов успеха — в местном бюджете загодя закладываются средства на эти цели. Это позволяет привлекать к работе с одаренными школьниками лучших педагогов. Отсюда и результат.
Кроме того, участники встречи указывали на явные противоречия в системе образования: федеральный образовательный стандарт обязует педагогов формировать у детей компетенции к исследовательской деятельности, умение решать нестандартные задачи. А итоговая государственная аттестация, наоборот, пытается подогнать их под единый стандарт.
Третьеклассник и Госдума
Научный подход оправдан в решении любых вопросов или проблем. «В нашем вузе учатся юноши и девушки из разных стран, — рассказывает студент УГНТУ, выходец из Анголы Франсишку Жозе Сузала. — Периодически между нами возникали споры на религиозной и национальной почве. Все изменилось, когда мы… провели опрос. Выяснилось, что 83 процента студентов хотели бы больше узнать о культуре и обычаях сокурсников. Создали клуб межнационального общения. Теперь проводим совместные мероприятия. Отношения заметно улучшились».
— Всегда хотел знать, как живут люди, имеющие инвалидность, — говорит третьеклассник из субханкуловской школы Эмиль Альхамов, который подготовил доклад «Это железные люди. Ими гордится страна».
Почему выбрал эту тему? В нашей школе учатся более 80 детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы помочь им, еще два года назад я выступил на конференции по инклюзивному образованию, а затем вместе со школьным психологом разработал памятку, как общаться с такими людьми.
Несмотря на юный возраст некоторых докладчиков (а в нынешнем году вместе со школьниками и студентами ссузов и вузов в конференциях участвовали и дошколята), доклады проходили по-взрослому. В качестве экспертов в Туймазы пригласили преподавателей ведущих университетов региона.
Перед началом мероприятия их попросили быть терпимее к юным исследователям — мол, большинство из них делает первые шаги в науку. А главная цель встречи — поддержать исследовательский порыв. Однако предупреждение было явно излишним: юные докладчики еще на подготовительном этапе проявили недюжинные настойчивость и упорство — они консультировались с учеными, политиками, спортсменами, священниками и т.д. не только России — всего мира. А во время устных выступлений лихо управлялись с большими цифрами и научными терминами.
К примеру, Эмиль Альхамов перерыл кипу литературы, взял интервью у психолога, а когда понял, что этих данных недостаточно — вышел на депутата Госдумы Риму Баталову. И произвел на нее такое впечатление, что та предложила школяру поработать вместе. «Подключайся — мы с удовольствием примем тебя в свою команду. А когда вырастешь, сможешь работать в фонде «Молодость нации», — заявила она.
Шестиклассник Мурад Пирмамедов подготовил обстоятельный доклад о влиянии византийской культуры на мировую историю. Чтобы подготовить его, паренек провел десятки часов в библиотеках, пообщался с российскими и зарубежными учеными, священнослужителями.
Вывод педагогов — молодежь все больше интересуется исследовательской деятельностью. Что самое главное, учится решать нестандартные задачи, пытаясь выйти за общепринятые рамки. А это сегодня дорогого стоит.
А как у них?
В Германии одаренных детей выявляют в 10 — 12-летнем возрасте с помощью специальных методик, а затем распределяют по отдельным группам в гимназиях. Во Франции также существуют классы для одаренных учащихся. Принимают туда без экзаменов, со справкой от психолога. Для этого требуется пройти тест на IQ и набрать больше 130 баллов. В США выявить и развить таланты позволяют программы целенаправленного поиска одаренных детишек, система дифференцированного обучения (у каждой учебной программы существует от 10 до 20 уровней её прохождения), а также специализированные школы и отдельные классы.
Автор: Алексей ШИЛЬНИКОВ
Фото: автора
Опубликовано: 12.04.18 (22:30)