Найти в Дзене
Gelio | Слава Степанов

Угольные терминалы в портах "Восточный" (Находка) и "Усть-Луга" (Санкт-Петербург)

В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО "Кузбассразрезуголь", которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем - он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).

Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.

В структуру ОАО "Восточный Порт" входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов. Второй - Универсальный производственно-перегрузочный комплекс - специализируется на грейферной перевалке угля.

Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе. Свыше 30% от общего объема угольной продукции "Кузбассразрезугля" отгружается через ОАО "Восточный порт".

Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса. Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт». Площадь комплекса составляет 44,5 га.

Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.

Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.

На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).

Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.

Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.

На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.

Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.

Кабина управления реклаймером

Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса. Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке) Навигация в порту длится круглый год.

На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.

Оператор судопогрузочной машины

Южно-Корейское судно-балкер "C.YOUNG"

К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.

Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1. Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.

Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции. Мощность перевалки - 3 млн. тонн угольной продукции в год.

Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.

Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.

Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.

Грейферная погрузка

Портальные краны

Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года!!! Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии. Машина юркая, но шумная.

Угольный терминал в порту Усть-Луга - самый большой угольный терминал России на Балтике, 33% отгрузки угля, добытого ОАО "Кузбассразрезуголь", осуществляется через этот морской порт.

Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.

Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года. Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн. Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.

На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.

Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.

Можно сказать, что сегодня - это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.

Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.

На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.

Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.

Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.


Оператор судопогрузочной машины.



Складская система пылеподавления.