В южном курортном городке Анапа, что расположился на черноморском побережья, среди ухоженных улиц и проспектов стоит массивная башня, с воротами несколько выбиваясь из обычной курортной архитектуры. Это единственное напоминание о тех далеких временах, когда на месте где сейчас расположены гостиницы, рестораны и иные увеселительные учреждения была грозная турецкая крепость-порт, через которую в конце XVIII начале XIX в. велась крупнейшая в регионе торговля живым товаром - рабами. Османские купцы и администрация развращали население Кавказа соблазняя горцев быстрой наживой - угоном людей в плен. Разнообразные горские племена совершали набеги друг на друга в охоте за пленными, которых свозили в Анапу на продажу, от чего между различными народами шла перманентная война, и только третья сила могла положить конец этой вражде, и таковой силой стала Россия.
Однако горская знать не желала отказываться от знакомого и легкого способа обогащения, и это объединило её с турками, которые также не желали терять контроль над этими обширными и богатыми землями, и всячески провоцировали и толкали кавказские народы на противодействие России.
До падения Азова и Крыма, Анапа являла собой небольшое заштатное поселение на Черном море, когда-то здесь был античный город, затем на его месте была организованна венецианская колония, а с приходом турок прибрежный город приходит в запустение. И это не удивительно, ведь если для венецианцев это был форпост их торговли на Кавказе, то с расширением Османской Империи Анапа превращается в поселение в глубоком тылу. Однако с появлением на Черноморском побережье молодой Российской Империи, с утратой Азова и Крыма роль Анапы резко возвышается, и она приобретает стратегическое значение для султанов, в связи с чем, турецкое руководство озаботилось обороноспособностью крепости, для чего были приглашены европейские военные инженеры. В разное время над проектом крепости работали французский инженер Андре-Жозеф Лафитт Клаве, английский архитектор Смит, а за постройкой каменных бастионов следил лично главный инженер Инженерной академии Ибрахим Ками.
Следует отметить, что перед штурмом крепости в 1828 году попытки установить контроль над этим турецким форпостом предпринимались не раз, некоторые завершились катастрофой, иные имели успех, однако удержать под своим контролем в силу разнообразных причин русскому правительство эту портовую крепость, до того времени не удавалось.
Очередной Русско-Турецкой войне, в ходе которой и случился окончательное покорение Анапы, предшествовал длительный международный кризис, связанный с греческим восстанием, вспыхнувшим в порабощенной османами Элладе в 1821 году. Естественно что первыми к кому обратились за помощью повстанцы – православные греки, была Россия, более того один из главных лидеров того восстания был русский офицер греческого происхождения, Александр Константинович Ипсиланти который самовольно оставив царскую службу с группой таких же «отпускников» переправился через пограничную реку с Турцией Прус и возглавил антитурецкую борьбу. В те года царствовал царь Александр Первый и он следуя советам союзников (которые в свою очередь опасались усиления роли России в Черноморско-средиземном регионе) не поддержал греческое восстание. Однако эллины не сдавались и греко-турецкое противостояние продлилось вплоть до 1825 года, когда на русский престол сел младший брат Александра – Николай Первый, в свое время получивший блестящее военное образование. Он сразу оценил важность того чтобы Россия закрепилась на вновь приобретенных землях, а без установления контроля за восточным побережьем Черного моря, говорить о спокойном освоении Кавказских приобретений не могло быть и речи.
В этой связи штурм крепости Анапа был важным эпизодом той войны, хотя и основной театр боевых действии был развернут в других направлениях. Об это свидетельствует тот факт, что разработка операции по штурму Анапы была поручена князю Меншикову, которого ставка вызвала из Персии в Россию для исполнения этого поручения, за два года до начала войны, еще в 1826 году. И деятельный князь тут же разворачивает бурную деятельность по сбору информации о обустройстве крепости, численности гарнизона строении местности и т.д. Однако эти поиски не увенчались успехом, оказались доступны только старые планы, до того как англичанин Смит перестроил бастионы Анапы. Пробраться же разведчику за крепостные стены не удалось также, в преддверье войны турки ужесточили въездной режим.
Тем не менее подготовка к операции по взятии цитадели шла полным ходом, ввиду того что близлежащих сил было не достаточно для штурма таких мощных укреплений(что показали неудачные походы на Анапу предыдущих лет), то для достижения указанной цели была выделена бригада егерей из Екатеринослава, которую должны были доставить десантом из Крыма. Со стороны же Кавказской Линии в сторону Анапы выступили четыре полка черноморских казаков во главе с войсковым атаманом Бескровным, а по пути к ним должны были присоединиться шесть рот Таманского полка.
Первыми выдвинулись черноморцы. По пути на Анапу на горизонте они видели отряды горцев, которые следили за передвижением русских сил, с каждым днем гарцующих на безопасном расстоянии абреков становилось все больше, очевидно, что турецкие союзники собирали силы для решительного удара. Бескровный уже было собирался отдать приказ строиться в боевые порядки, когда навстречу казакам вышли таманские роты при четырех орудиях. Горцы увидев пополнение русских сил благоразумно предпочли не вступать в бой, и удалились, оставив небольшие разъезды приглядывать за гостями.
Двадцать восьмого апреля отряд Бескровного вышел на косу Бугаз где пластуны наткнулись на турецкий разъезд общей численностью в 14 человек и сняли его, часть взяли в плен.
Второго мая эскадра адмирала Грейга прибыла под Анапу, неся на своих бортах егерский десант, однако разыгравшаяся буря не дала войскам высадиться в тот же день.
Лишь седьмого мая егеря смогли высадиться на берег и поддержать действия отряда таманцев под командованием полковника Петровского, которые блокировали крепость с берега, и против которого видя его относительную немногочисленность турки беспрестанно предпринимали вылазки. Наконец море успокоилось, и эскадра приблизилась на расстояние, позволяющее корабельной артиллерии бомбардировать крепость, и незамедлительно преступила к обстрелу.
В это же время напротив стен турецких бастионов русские саперы начали выстраивать осадное укрепление, для подавления турецкой настенной артиллерии, кроме того, в окрестностях наблюдались большие силы горцев, которые наблюдали за происходящим и даже пытались нападать на русские позиции.
Так 10-го мая крупная партия конных черкесов попыталась атаковать позиции казаков атамана Бескровного в русле реки Бугаз, однако дружный залп казачьих штуцеров практически в упор, и мощная атака в штыки обратила горцев в бегство, так что они даже забыли взять с поля сражения тело своего заколотого казачьими штыками князька Сатуг-Ханаш-Ибн-Цака который долгое время беспокоил кордонную линию своими набегами.
В связи с этим внезапным нападением был проведен еще ряд работ по созданию оборонительных фортификационных сооружений, которые были обращены как во внутрь осадного кольца – на Анапу, так и во вне, на случай если вдруг горцы решаться пойти на прорыв.
18 мая, когда турки сговорившись с горцами попытались нанести деблокирующий удар на русские позиции с двух сторон. Однако эта опасная затея не привела ни к чему, кроме того что грамотно выстроенные боевые порядки русских егерей встретили зарвавшихся черкесов перекрестным огнем. Меткая стрельбы русских солдат вырывала из боевых порядков горцев целые ряды всадников, и черкесы были вынуждены оставив свои намерения решительно отступить от русских позиций, оставив на поле боя еще одного убитого своего предводителя - князя Темрюка, что стало тяжелой потерей для атакующих. С другой стороны, атаку турок успешно отбили казаки, бесстрашно встретив супротивника штыками, после недолгой рукопашной схватки обратили османов в бегство, искололи и зарубили их в большом количестве, захватив при этом полевое орудие.
Однако, несмотря на то, что 18 мая дело закончилось для русских войск благополучно, все же сам этот эпизод показал что опасность двойного деблокирующего удара не иллюзорна, а наличествующих войск для полного устранения этого риска решительно не хватает.
Это понимали и турки, и потому, не прекратив сообщения с горцами 28-го мая они предприняли еще такой встречный деблокирующий удар, только на выручку им уже мчались 4 000 горцев(что в два раза превышало общее количество ), жадущих отмщения за своего убитого князя. Завязался тяжелый бой, отдельные русские роты бились в полном окружении, соотношение сражающихся на отдельных участках боя достигало 20 к 1, но даже в таких тяжелейших условиях егерям удалось главное – сохранить строй, а значит неся тяжелые потери продолжать сопротивляться, а удар атамана Бескровного в тыл атакующим заставил опрокинул черкесов в бегство. Горцы вынуждены были отступить, так и не сумев пробиться к туркам. В свою очередь, ослабленные осадой османы тоже не смогли преодолеть русские ретраншементы, подоспевшие казаки отрезали им отступление за стены города, и участники вылазки были обречены, их прижали к скалистому берегу и всех перебили изрубив или сбросив со скал.
После этого тяжелого, но в целом успешного для нас сражения стало понятно, что дни Анапы сочтены, ибо большая часть гарнизона погибла при неудачных вылазках, и от черкесов ждать подмоги не приходится, так как атаман Бескровный со своими казаками отправился в рейд по аулам, громя и сокрушая все на своем пути, отвлекая внимание горцев от осады Анапы.
На 12 июня князь Меншиков назначил главный штурм, были подготовлены штурмовые колонны, выданы лестницы, веревки крючья и после длительной артподготовки как со стороны корабельной артиллерии так и со стороны береговых осадных позиций егеря и казаки пошли в атаку. Как и следовало ожидать, сил сопротивляться неистовому натиску русских у остатков гарнизона не осталось и вскоре Анапа пала. В руки русских попало 4000 пленных, 85 орудий, 29 знамен, три корабля и значительное количество провианта и пороха, однако главный итог взятия Анапы заключался в другом.
Вместе с падением этой цитадели началось установление господства России на восточном побережье Черного моря, кроме того низводилось до минимуму турецкое влияние на кавказские народы, теперь не так просто было османам поставлять мятежным племенам оружие, боеприпасы и мул, да и экономическая составляющая – работорговля была подрублена на корню. И хотя Кавказская вона продолжалась еще длительное время предпосылки к её полному завершению были заложены тогда летом 1828 года, когда Анапа окончательно вошла в состав России.
Взятие Анапы - как князь Меньшиков брал турецкую крепость в Анапе.
14 апреля 201814 апр 2018
5433
8 мин